МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Исследователи из России разработали систему быстрого определения подлинности картин на базе технологии инфракрасной спектроскопии, и проверили ее на одной из отреставрированных дореволюционных копий пейзажей Айвазовского. Об этом во вторник сообщила пресс-служба Университета ИТМО.
"Айвазовский оставил большое творческое наследие, учесть все его работы невозможно, что открывает простор для фальсификации. Комплексный анализ позволяет понять нам манеру, любимые приемы, фактуру и материалы художника, а также определить, оригинал перед нами или копия. Наша методика усовершенствует и технологическую, и теоретическую экспертизу живописи Айвазовского", - заявила научный сотрудник Университета ИТМО (Санкт-Петербург) Александра Смолянская, чьи слова приводит пресс-служба вуза.
В последние годы в историю и искусствоведение все больше проникают химия, физика и другие точные науки, позволяющие заглянуть внутрь древних артефактов. Эти же методы позволяют вычислять возраст картин и находить даже самые качественные подделки. К примеру, семь лет назад ученые обнаружили, что древнеегипетское полотно "Медумские гуси" было подделано итальянским археологом в конце XIX века, а четыре года назад химики показали, что часть свитков Мертвого моря оказались фальшивками.
Смолянская и ее коллеги разработали еще один подход на базе достижений естественных наук, позволяющий быстро определять возраст картин при помощи инфракрасной спектрометрии, а также вычислять возраст не только всей работы в целом, но и отдельных слоев краски в ней. Это особенно важно при анализе исторических полотен, которые уже проходили реставрацию в недавнем историческом прошлом.
Новый инструмент для реставраторов
Для разработки этого подхода ученые всесторонне изучили химический состав, структуру и различные физические свойства некоторых регионов прижизненной копии картины Ивана Айвазовского "Вид с высоты птичьего полета на Принцевы острова близ Константинополя в Мраморном море". Данное полотно было относительно недавно передано в Русский музей в частично поврежденном виде, из-за чего хранители музея отделили часть полотна и передали ученым.
Ученые воспользовались этим для изучения того, как могут различаться состав, свойства и структура слоев краски, которые были нанесены оригинальным художником и потенциальными реставраторами картин. Для этого исследователи нанесли на обрезок новые слои краски, а также тестовые рисунки и подписи, после чего просветили обрезки картин при помощи инфракрасного спектрометра и сравнили замеры, полученные для разных регионов копии картины Айвазовского.
"Мы обнаружили, что степень полимеризации масла отличается в разных красочных слоях картины. Это позволило соотнести каждый слой с эпохой, когда он был нанесен: XIX и XXI век соответственно. Наше решение упростит процесс выявления подделок живописи и анализ эталонных картин", - пояснил научный сотрудник Университета ИТМО (Санкт-Петербург) Иван Андреев.
В ближайшее время исследователи планируют проверить работу данной методики на оригинальных полотнах Айвазовского, а также они намерены адаптировать ее для анализа произведений живописи, относящихся к русскому авангарду времен второй декады XX века. В перспективе методику внедрят для работы специалистов Русского музея.