Биотехническую систему улучшения микроклимата планируют испытать на крысах в 2023 году

Она состоит из виртуальной панели управления на компьютере, вентиляторов, увлажнителей, озонаторов, датчиков, поливочных и осветительных устройств

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 31 октября. Биотехническую систему "Эдем" по улучшению микроклимата в помещениях, включающую в себя растения - модификаторы среды, в 2023 году планируют протестировать на лабораторных крысах, что позволить изучить воздействие на живые организмы, рассказала в понедельник директор Нижегородского научно-исследовательского института (НИИ) гигиены и профпатологии Роспотребнадзора Ирина Умнягина.

"Эксперимент предполагается на следующий год. <…> У нас это крыса. Мы эксперимент сначала проведем на животных, посмотрим, как изменяются биохимические показатели, поведенческие показатели в разных условиях пребывания, проанализируем полученную информацию и дальше будем думать по поводу микробиоты людей", - сказала Умнягина.

В этом году в НИИ, где создается экспериментальная лаборатория, планируют понаблюдать за микробиотой помещения.

"Микробиота человека - это очень интересное направление, которым многие годы занимаются. Кроме этого, существует и микробиота помещений. В помещении тоже есть вирусы, бактерии, если раньше шли по пути уничтожения патогенных микроорганизмов, минимизации их количества, то нам показалось интересным направление - насытить помещение пробиотиками, которые будут вытеснять патогенную флору, тем самым оздоравливая воздух в помещении и оздоравливая людей, животных, которые там пребывают", - добавила Умнягина.

Директор исследовательского института отметила, что учреждение почти 100 лет занимается вопросами гигиены труда, в том числе изучаются условия работы на литейных производствах Нижнего Новгорода и области. Вместе с тем, по словам Умнягиной, растет и число офисных помещений, в которых трудится большое количество людей. "К сожалению, эти условия труда не всегда благоприятные. <…> Все эти помещения замкнутые, и там интересно посмотреть, как управляя микроклиматом помещения, можно влиять на состояние здоровья работающих людей", - сказала руководитель НИИ.

Техника и природа

Система "Эдем" состоит из виртуальной панели управления на компьютере, вентиляторов, увлажнителей, озонаторов, датчиков, поливочных и осветительных устройств. Один из компонентов - растения - модификаторы среды, через листву и корни которых прогоняется кислород. Руководитель проекта по созданию системы Алексей Умнов рассказал, что идея возникла во время пандемии коронавируса. Для работы "Эдема" используются как технические, так и биологические средства.

"Эту микробиоту и растительную среду чтобы поддерживать, мы используем наш комплекс, который как мониторирует условия среды, так и модифицирует состояние среды за счет технических средств и за счет биологических. В частности, биологическими средствами являются фитостены, то есть это полностью или частично заполненные растениями стены. Отдельно стоящие деревья внутри помещений. <…> Система, которую мы делаем, она также следит за состоянием растений и ухаживает за каждым растением индивидуально", - сказал Умнов.

Он отметил, что сейчас в России массовых внедрений биологических сред в помещениях практически нет, один из примеров - фитостена в аэропорту Симферополя. "Но точечные решения не внедряются массово, наша задача - сделать такое решение, которое можно было масштабировать у нас в Нижнем Новгороде, в масштабах страны, ну и вообще у нас планы выйти и за пределы - на экспорт поставлять наши решения", - добавил руководитель проекта.

Исполнительный директор Нижегородского НОЦ Олег Трофимов отметил, что экологическая тематика - одно из направлений деятельности научно-образовательного центра. Проект поддержали, как один из инновационных. "Я считаю, что, поддержав данный проект, мы сделали правильный шаг. Потому что и пандемия, и многие экологические процессы, которые происходят в обществе, все это надо каким-то образом решать, и коллеги вместе с Алексеем Львовичем, я думаю, эти проблемы в конечном итоге сумеют решить", - сказал Трофимов.