Коллайдер NICA поможет изучить риски для космонавтов во время долгих экспедиций

По словам академика РАН Григория Трубникова, пучки из коллайдера позволяют моделировать космическое излучение и исследовать его влияние на биологические ткани и на живые организмы

ВЛАДИВОСТОК, 11 октября. /ТАСС/. Работа коллайдера NICA в Дубне позволяет моделировать космическое излучение и изучать его влияние на человека во время длительных космических экспедиций, например на Марс или Венеру. Об этом сообщил во вторник директор Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ, Дубна) академик РАН Григорий Трубников на II Дальневосточном форуме молодых ученых и инноваторов "Восток. Наука II", который проходит во Владивостоке.

"Пучки из коллайдера NICA позволяют моделировать космическое излучение и исследовать его влияние на биологические ткани и на живые организмы. У нас есть возможность работать как с грызунами, так и с высшими приматами <...>. Мы исследуем механизмы однонитевых и двунитевых разрывов ДНК от тяжелых ядер высокой энергии. Это на самом деле исследования для того, чтобы понять, каким образом можно реализовать трех-, четырехлетнюю экспедицию человека, например на Марс или на Венеру. Без понимания, как происходят двунитевые разрывы ДНК и как потом происходит репарация этих разрывов, риск длительных космических экспедиций просто слишком высок", - отметил Трубников.

По его словам, если не понимать всех механизмов, человек "уже через два года нахождения в космосе, даже будучи защищенным скафандром и обшивкой корабля, вернется с нарушением практически всех своих когнитивных функций - зрения, слуха и в целом высшей нервной деятельности". "На пучках тяжелых ионов на коллайдере "НИКА", на комплексе "НИКА" мы облучаем практически большую часть электронных микрокомпонентов, которые затем на спутниках поднимаются на орбиту и работают в космосе. Исследования радиационной стойкости электронных компонентов - это одна из важных задач", - отметил Трубников.

NICA - один из шести проектов класса "мегасайенс" в России, согласно которому в Институте ядерных исследований будет построен коллайдер. Эта установка, как надеются ученые, позволит понять, как в первые мгновения после Большого взрыва во Вселенной образовались протоны и нейтроны. В полную силу коллайдер должен начать работать в 2023 году. ОИЯИ - крупный международный научный центр, которым руководит комитет представителей 19 стран-участниц.

Форум "Восток. Наука II" проходит 11-13 октября в рамках Десятилетия науки и технологий, он проводится в Дальневосточном федеральном университете. В форуме участвуют студенты, аспиранты и молодые исследователи, которые представляют свои научные проекты и разработки, а также обсуждают новейшие открытия, тенденции и вызовы в современной науке и технологиях. Ведущие ученые Дальнего Востока проработают на форуме пути взаимодействия науки и бизнеса. Всего в форуме принимают участие делегаты из 11 субъектов ДФО.