В УрФУ нашли способ печатать сложные магниты, необходимые для кардиостимуляторов

По словам ученых вуза, технология позволяет изменять внутренние свойства магнита почти на всех этапах производства, также она минимизирует количество отходов и имеет более короткий производственный цикл

ЕКАТЕРИНБУРГ, 6 октября. /ТАСС/. Ученые нашли способ создания сложных и миниатюрных постоянных магнитов, которые используются, например, в кардиостимуляторах. Новая технология также сократит число отходов, сообщили ТАСС в пресс-службе Уральского федерального университета (УрФУ) в четверг.

"Создание сложных и мелких магнитов является непростой научной и технической задачей, однако они востребованы в различных специализированных приложениях, в первую очередь, медицинских. Одним из наиболее перспективных способов создания деталей сложной формы из магнитотвердых материалов является 3D-печать. Уральским ученым удалось определить оптимальные параметры 3D-печати постоянных магнитов методом селективного лазерного спекания. Это метод аддитивного производства, в котором магнитный материал в виде порошка послойно спекается в объемное изделие заданной формы по заранее созданной 3D-модели", - рассказали в вузе.

Такая технология позволяет изменять внутренние свойства магнита почти на всех этапах производства. Например, изменять химический состав соединения, степень пространственной ориентации кристаллитов и кристаллографической текстуры, влиять на коэрцитивную силу - устойчивость к размагничиванию, поясняют ученые.

Новый способ позволит запустить мелкосерийное производство магнитов, придавать им любые формы в процессе изготовления и создавать сложные конфигурации. "Такие магниты подойдут для миниатюрных электродвигателей и электрогенераторов, на которых работают кардиостимуляторы. Кроме того, данная технология минимизирует производственные отходы и имеет более короткий производственный цикл", - сказали в вузе.

Ученым уже удалось изготовить тонкие - порядка одного миллиметра - постоянные магниты, свойства которых были схожи с промышленно выпускаемыми магнитами. Основой послужил порошок, содержащий самарий, цирконий, железо и титан. Соединение обладает подходящими характеристиками для постоянных магнитов, однако традиционные способы изготовления лишают соединение большей части свойств. Следующим этапом работы будет изготовление объемных постоянных магнитов, пригодных для практического применения.

Описание метода и результаты эксперимента представлены в журнале Journal of Magnetism and Magnetic Materials.