Самарские студенты придумали систему слежения за лабораторными мышами

По словам разработчиков, результаты экспериментов будут более точными, так как исключается человеческий фактор

САМАРА, 29 сентября. /ТАСС/. Студенты и аспиранты Самарского национального исследовательского университета имени С. П. Королева разработали систему, которая сможет самостоятельно анализировать поведение лабораторных мышей во время экспериментов. Об этом ТАСС рассказала в четверг один из авторов проекта, студентка биологического факультета Самарского университета Мария Баландина.

"Наш программный комплекс Rat's lab с помощью видеокамеры, одной или нескольких, будет автоматически следить за грызунами, участвующими в экспериментах, считывать и фиксировать различные показатели и изменения в их поведении, выявлять отклонения от нормы и сводить все эти данные в итоговую таблицу для ученых. Подсчет показателей, да и само обнаружение грызуна в ходе видеонаблюдения будет вестись с помощью нейросетей. Такие программные продукты применяются при тестировании на лабораторных животных новых лекарственных препаратов, косметических средств, при изучении особенностей поведения животных", - сообщила Баландина.

По словам студентки, сейчас такие системы, используемые в России, закупаются за рубежом. По этой причине они дорогие и малодоступные. Баландина отметила, что их разработка будет значительно дешевле и поможет заместить мировые аналоги.

Помимо этого, благодаря использованию нейросетей результаты экспериментов будут более точными, так как исключается человеческий фактор. "Благодаря исключению человеческого фактора и использованию нейросетей повышается точность результатов проводимых экспериментов. Электроника зафиксирует даже малейшие отклонения от обычного поведения, в том числе и те, что могут ускользнуть от замыленного глаза уставшего ученого или вообще недоступные человеческому зрению", - отметили в пресс-службе университета.

Принцип работы и перспективы использования

Во время тестирования лекарств и косметики ученые проводят различные эксперименты и наблюдают, как препараты влияют на походку животных, координацию движений, память, настроение. При этом для оценки поведения мыши существует множество стандартных тестовых ситуаций, различных устройств - беговых колес, лабиринтов, бегущих дорожек. Так, при тестировании потенциальных лекарств от болезни Альцгеймера мыши должны пройти водный лабиринт, в котором они ранее были. В ходе этого эксперимента ученые наблюдают, вспомнят ли мыши правильный маршрут и улучшилась ли их пространственная память благодаря лекарству.

Программный комплекс самарских ученых на основе собранных данных и специальных алгоритмов определяет и классифицирует все детали поведения, выделяя отклонения от нормы. Таким образом, Rat's lab может использоваться почти во всех стандартных тестовых ситуациях и устройствах, утвержденных международными нормами проведения экспериментов на грызунах.

В перспективе программное обеспечение могут применять для совершенствования систем автоматического мониторинга миграции животных в дикой природе, так как его можно перенастроить на работу с другими, более крупными животными.

Сейчас самарские студенты и аспиранты подготовили прототип ПО, они проводят его тестирование и пополнение баз данных. Разработкой самарских студентов заинтересовались ряд научно-исследовательских институтов РАН и парфюмерно-косметических компаний. Серийный прототип Rat's lab планируется создать до конца этого года.