Все новости

В Арктическом центре РАН обновили данные о моллюсках Мьянмы

Директор ФИЦКИА Иван Болотов сообщил, что в ходе изучения коллекции и экспедиций в Мьянму открыли также новый для науки вид

АРХАНГЕЛЬСК, 15 июня. /ТАСС/. Ученые Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Уральского отделения РАН (ФИЦКИА, Архангельск) обновили данные о биоразнообразии моллюсков Мьянмы, основанные на коллекциях, которые были собраны итальянским исследователем Леонардо Феа в XIX веке. В ходе изучения коллекции и экспедиций в Мьянму был открыт также новый для науки вид, рассказал ТАСС директор ФИЦКИА Иван Болотов.

"Во-первых, оказалось, что определения видов в старой работе были сделаны во многом неправильно в силу того, что раковины обладают очень высокой изменчивостью. Эту очень высокую изменчивость удалось показать. Кроме того, с некоторых пунктов, где моллюсков отбирали, они уже вымерли, исчезли в силу антропогенной деятельности, создания плантаций, сведения лесов. И третья находка - это новый для науки вид. Исследователи до этого приняли его за уже описанный вид из другого бассейна, а мы при помощи генетики и более детального исследования морфологии доказали, что это новый для науки вид и описали его", - сказал Болотов.

Открытый моллюск из бассейна реки Хаунгтайо на юге Мьянмы получил название Trapezoideus mitanensis.

В 1885-1887 годах Феа собрал в шести различных пунктах Британской Бирмы (ныне Мьянма) крупную коллекцию пресноводных и наземных моллюсков. Он не только вылавливал их в реках, искал в лесах и горах, но и покупал на рынках города Мандалай. Образцы были изучены итальянским ученым Чезаре Мария Таппароне-Канефри. По результатам исследования была опубликована статья с описанием 34 видов, включая новые для науки. "Это были пионерские исследовательские работы, - пояснил собеседник агентства. - Феа ходил по терра инкогнита, это была земля, европейцам практически неизвестная, он был первым, кто прошел их, собрал образцы, привез их".

В коллекции итальянского исследователя около 50 раковин. Часть хранится в Муниципальном музее естественной истории им. Джакомо Дориа в Генуе (Италия), другая - в музее Зоологической службы Индии в Калькутте. В 1930-е годы коллекции изучил известный индийский зоолог Байни Прашад, уточнив данные. Работы Таппароне-Канефри и Прашада до настоящего времени цитировали ученые всего мира. "Мы использовали это как некий пример того, что нельзя старыми работами пользоваться как стопроцентно достоверными источниками, - отметил ученый. - Это пример пересмотра исторической работы, в которую положен фундамент сбора образцов из тех же пунктов, где их собирали исторически. Впервые такая работа была сделана на примере конкретного региона, больше никто такого не делал".

Архангельские специалисты опирались на генетические исследования образцов, собранных в тех же точках, где работал Феа. "Возникла идея пройти по следам Леонардо Феа и посетить все точки, где он собирал, собрать современные коллекции, сделать генетический анализ и уже полностью проанализировать статью, которая была написана Таппароне-Канефри, проанализировать, имея на руках исторические коллекции, с которыми они работали, и генетические данные современные", - пояснил Болотов. Была организована серия экспедиций в Мьянме по маршруту Феа, в ходе которых были собраны новые образцы. Ученые РФ провели повторный анализ бирманских моллюсков, описанных Таппароне-Канефри. Работа была выполнена при поддержке Российского научного фонда и Минобрнауки России.

Изменения в окружающей среде

Водные биоресурсы постоянно находятся в фокусе внимания властей Мьянмы. Для жителей отдаленных деревень пресноводные моллюски являются основным источником животного белка. Как минимум еще в XIX веке пресноводные моллюски были рыночным товаром в Бирме и продавались как пищевой продукт. До сих пор их жарят и добавляют в супы.

При составлении плана экспедиций учитывались точные координаты мест, где работал итальянец, полученные на основании изучения его записей и дневников. Побывавшие там российские исследователи зафиксировали явные изменения в экологии, вызванные деятельностью человека. Были обнаружены места, где из-за тотальной вырубки леса из фауны мало что уцелело, потому что усилился прогрев почвы и водоемов усилился. "Один из ручьев был вообще горячий по температуре, так как полностью леса сведены, и там никто не живет: ни рыбы, ни моллюски", - рассказал Болотов.

В Мьянме нет законодательства, защищающего леса по берегам водоемов. В лучшем случае на месте, где тропические леса вырублены, теперь выращивают масличные пальмы, эвкалипт или бананы, или это пастбища для крупного рогатого скота.

Даже в притоках относительно небольших рек Индокитая пока еще встречаются редкие эндемичные виды. Но при интенсивно развивающемся сельском хозяйстве и отсутствии очистных сооружений в сельской местности сохранить биоразнообразие будет крайне сложно. Исследование помогает определить, насколько разрушительным оказалось антропогенное влияние на природную среду. Результаты выполненной учеными РФ ревизии (и ряда других работ) пополнили один из разделов "Красного листа флоры и фауны", который ведет правительство Мьянмы. Он аналогичен российской Красной книге, куда включены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды.