В США создали модульный нейрочип с "бесконечной" расширяемостью

Такие чипы могут соединяться друг с другом в произвольные конструкции, способные обрабатывать информацию подобно набору из большого числа нервных клеток, сообщили в Массачусетском технологическом институте

ТАСС, 13 июня. Американские физики разработали модульные нейрочипы, которые могут соединяться друг с другом в произвольные конструкции, способные обрабатывать информацию подобно набору из большого числа нервных клеток. Об этом в понедельник сообщила пресс-служба Массачусетского технологического института (MIT).

"Наша система позволяет добавлять произвольное число вычислительных и сенсорных слоев, способных реагировать на свет, давление или даже запах. Мы называем наши чипы "ЛЕГО-конструктором" по той причине, что исполняемые ими функции можно бесконечно расширять при помощи разных наборов слоев", - отметил научный сотрудник MIT Кан Чихун, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Мозг человека и компьютерные чипы работают принципиально разным образом. В отличие от вычислительных машин, наши нейроны могут одновременно хранить информацию и обрабатывать ее, а также воспринимать множество разнородных аналоговых сигналов. Нервные клетки способны сложным образом суммировать их, а также менять свою чувствительность к отдельным наборам подобных импульсов, по-разному реагируя на те или другие стимулы.

Физики пытаются воспроизвести подобные свойства нейронов, используя так называемые мемристоры - резисторы с эффектом памяти. Они отличаются от обычных резисторов тем, что сопротивление мемристора зависит от того, как до этого через него проходил ток. Благодаря этому мемристор обладает памятью и способностью менять записанные в нем данные, что сближает его по свойствам с нервными окончаниями.

Модульный нейрокомпьютер

Кан Чихун и его коллеги создали мемристорные нейрочипы, повторяющие по структуре наборы из нейронов мозга, которые специализируются на обработке информации из различных органов чувств. Эти чипы устроены таким образом, что их можно легко объединять в сложные структуры, состоящие из множества сенсорных и вычислительных слоев, подобно центрам слуха и зрения в мозге человека, а также модифицировать эти физические "нейросети".

Ключевая особенность этих чипов, как отмечают исследователи, заключается в том, что в них встроен набор из светочувствительных датчиков и излучателей света, которые позволяют каждому чипу обмениваться сигналами с соседями. Это позволяет легко налаживать контакт между разными слоями "кибернейронов" и разрывать эти связи при необходимости.

Используя этот подход, американские физики создали конструкцию из нескольких слоев мемристорных нейрочипов, которая во многом повторяет по функциям и структуре глаза человека и связанные с ними области мозга. Данный набор "кибернейронов" считывает картинку со светочувствительной матрицы, обрабатывает ее и пытается распознать буквы и геометрические фигуры.

Последующие тесты показали, что данный набор нейрочипов достаточно неплохо справлялся с возложенной на него задачей. При этом модульная архитектура нейрочипов позволила ученым несколько раз улучшить работу созданного ими "киберглаза" в результате добавления в него новых слоев. Эта особенность данной технологии, как надеются Кан Чихун и его коллеги, сделает ее особенно интересной для разработки различных дешевых сенсоров.