Эксперт: ограничения в работе с иностранцами не повлияют на изучение редких птиц Чукотки

По словам кандидата биологических наук Николая Якушева, сотрудничество с учеными из других стран будет вестись дистанционно

ТАСС, 6 июня. Отсутствие орнитологов из-за рубежа не станет препятствием для очередного экспедиционного сезона по сохранению краснокнижного кулика-лопатня на Чукотке. Из-за коронавирусных ограничений и роста международной напряженности сотрудничество с учеными из других стран будет вестись дистанционно, сообщил ТАСС координатор проекта "Путевка в жизнь", кандидат биологических наук Николай Якушев.

Международный проект "Путевка в жизнь" реализуется на Чукотке с 2012 года, в разные годы в нем активно участвовали орнитологи из Великобритании, Сингапура, Китая, Республики Корея. В рамках проекта ученые изымают определенное количество яиц кулика-лопатня из гнезда для защиты будущих птенцов от хищников, выводят их в инкубаторе, подращивают и в возрасте примерно трех недель выпускают в естественную среду. В прошлом полевом сезоне орнитологи проекта вырастили и выпустили в природу 28 редких птиц.

"Проект всегда [проходил] при участии международных специалистов. Инициатива стартовала в 2012 году при участии Британского Королевского общества охраны птиц, и ежегодно к нам приезжали орнитологи из многих стран. В 2019 году коронавирус перевел совместную работу в дистанционный формат, и даже последние международные события не рассорили ученых - мы также будем взаимодействовать", - сказал Якушев.

По словам орнитолога, российские ученые в ходе экспедиции этого года будут вести подсчет лопатней, изучать их рацион, поведенческие особенности. Однако в этом году решено отказаться от работы по выращиванию птенцов в неволе. Якушев назвал этот труд "ювелирным" и уточнил, что в российской команде есть только два специалиста, которые могут провести такую работу - это он сам и его коллега Иван Шепелев. При этом Шепелев в этом году по семейным обстоятельствам не сможет полететь в село Мейныпильгино, где гнездятся кулики-лопатни, а проводить такую работу, имея в команде лишь одного опытного специалиста по выращиванию, - большой риск.

"Особи [выведенные в неволе] отличаются от своих диких собратьев - они меньше боятся человека, что для охраняемых птиц не очень хорошо. Поэтому хотя мы в этом году и меняем методику под влиянием целого ряда факторов, но это даже на пользу: посмотрим, как будет вести себя популяция без помощи человека", - добавил Якушев.

Встать на крыло

На Чукотку уже прибыли первые орнитологи из столичных институтов: все лето они проведут в Мейныпильгино, где в этом сезоне будут работать несколько научных экспедиций.

Орнитолог из Института географии РАН и консультант Русского общества сохранения и изучения птиц им. М. А. Мензбира, кандидат географических наук Елена Лаппо уже много лет участвует в проекте "Путевка в жизнь", и изменение формата работы в этом году считает полезным опытом. "Мы сейчас хотим обратить "минус" в "плюс", потому что уже несколько лет звучат вопросы: "А что будет с популяцией кулика, если в его жизнедеятельность не будет так активно вмешиваться человек?" Конечно, один сезон нам ситуацию полностью не прояснит, но какое-то практическое понимание у нас будет", - считает она.

"Три года назад мы работали большой международной командой в Мейныпильгино, потом случилась пандемия, но научная инициатива продолжала жить. В орнитологии специалистов у нас достаточно, но без международной заинтересованности нам не справиться - все страны по пути миграции кулика должны радеть о его сохранении", - уверена Лаппо.

Она добавила, что в полевом сезоне 2022 года орнитологи будут изучать не только куликов, но и других птиц. Краснокнижные пернатые "платят" ученым за такое пристальное внимание и трепетное отношение стабильным сохранением численности. "В 2007 году произошло резкое падение численности куликов, они почти сразу попали под угрозу исчезновения. И в мире такая тенденция все еще сохраняется. В Мейныпильгино же ситуация стабильная и даже был небольшой рост", - рассказала ученая.

Жители чукотского села с нетерпением ждут научную экспедицию. "Мы привыкли работать в сложных полевых условиях, но в Мейныпильгино сезон пролетает почти незаметно. Местные жители очень гордятся, что у них гнездится такая редкая птица, поэтому всегда живо откликаются на наши просьбы. У нас там отстроены комфортабельные мини-коттеджи, есть горячая вода, столовая и даже повар. По меркам полевых работ - настоящий курорт, а живое участие жителей села, готовность всегда прийти на помощь скрашивают длинные арктические вечера", - отметил Якушев.

Редкая птица

Лопатень - вид птицы из семейства бекасовых, занесенный в Красную книгу России. С начала XXI века начался мониторинг его численности, выяснения причин ее сокращения и проведения мероприятий по сохранению кулика от исчезновения. Этими работами занимается Русское общество сохранения и изучения птиц, а также Арктический совет совместно с российскими и зарубежными партнерами.

За годы реализации проекта "Путевка в жизнь" орнитологам удалось снизить смертность краснокнижной птицы на стадии насиживания и выкармливания птенцов примерно в 4-5 раз. Кроме того, на Чукотке с 2000 года реализуют еще несколько проектов по сохранению куликов-лопатней.