В Карачаево-Черкесии археологи обнаружили средневековое поселение площадью более 40 га

До конца года планируют завершить работы по составлению топографического плана объекта

ЧЕРКЕССК, 10 мая. /ТАСС/. Группа ученых Института археологии РАН в ходе разведывательных работ в Карачаевском районе Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) обнаружили средневековое поселение площадью более 40 га. До конца года планируется завершить работы по составлению топографического плана объекта, сообщил во вторник ТАСС заведующий научно-отраслевым архивом, начальник Карачаевской экспедиции Института археологии РАН Умар Кочкаров.

"В результате разведок мы обнаружили в Карачаевском районе республики огромное поселение площадью более 40 га. Мы проводим исследования квадрокоптером, тепловизором, надеюсь, в конце года завершим работы, сделаем более подробный план. По тому, что мы видим, это средневековый объект периода VIII-XIII вв., но пока не начнем раскопки, точно назвать возраст объекта не можем. Под землей могут находиться более древние слои", - сказал собеседник агентства.

По словам начальника экспедиции, аналогов объекта в округе нет, поскольку это сплошная каменная застройка из небольших помещений, которая крайне редко встречается в таком виде на такой площади. К нему прилегают скальный и курганный могильники. "Например, могильник мы за многие годы не обнаружили на Хумаринском городище, а здесь он есть. Мы считаем, что это поселение могло быть столицей располагающихся неподалеку других поселений кобанской археологической культуры, так ли это - покажут дальнейшие работы", - пояснил Кочкаров.

Исследователи предполагают, что на объекте предстоит очень большой объем работ: так, только для создания топографического плана необходимо не менее года. Далее объект будет поставлен на учет в Минкультуры, а затем можно будет получить разрешение на раскопки.

Поселение расположено недалеко от Хумаринского городища, на котором Карачаевская экспедиция Института археологии РАН работает уже более 15 лет. В феврале текущего года в КЧГУ была презентована научная книга "Хумаринское городище. Итоги междисциплинарных исследований", в ней представлены первые результаты комплексного изучения одного из ключевых раннесредневековых памятников Северного Кавказа.

В настоящее время группа ученых работает над вторым томом, в котором будет проиллюстрирован археологический материал, который был найден за всю историю раскопок на городище. Ученые рассчитывают к февралю следующего года выпустить книгу. "Накопилось большое количество материала, мы хотим его презентовать научному сообществу, и после этого продолжить раскопки", - сказал начальник экспедиции.