Россия может стать третьей страной в мире, имеющей секвенаторы всех трех поколений

Такие приборы есть только в Великобритании и США

МОСКВА, 17 марта. /ТАСС/. Российские ученые приступили к разработке секвенатора (прибора для определения последовательности, например, аминокислот в белке или нуклеотидов в ДНК) третьего поколения. В настоящее время такие приборы есть только в двух странах мира - в Великобритании и США, сообщил в четверг исполняющий обязанности директора Института аналитического приборостроения РАН Анатолий Евстрапов в ходе онлайн-собрание Научного совета РАН "Науки о жизни".

"Изготовлены опытные образцы секвенаторов второго поколения, консорциум "Российские генетические технологии" готов к выполнению госконтракта по изготовлению этих приборов. <...> Осуществляется разработка молекулярного секвенатора третьего поколения, на текущий момент времени такие разработки имеются только у Великобритании и США, а мы можем стать третьей страной в мире, имеющей разработки секвенаторов всех трех поколений", - сказал Евстрапов.

По его словам, в настоящее время наблюдается рост генетических исследований в мире. При этом на мировом рынке генетических технологий Россия занимает только 1%. И в основном, как пояснил ученый, эти технологии ориентированы на внутренний рынок. Например, объем секвенаторов, которые были проданы в 2021 году, составил 16 млрд долларов, в то время как в РФ объем закупленных импортных секвенаторов насчитывает около 5 млрд рублей.

"По сведениям о закупках секвенаторов ДНК в РФ в 2020-2021 годах <...> видно, что классические секвенаторы первого поколения были закуплены в объеме около 60 штук, из них 34-35 штук - производство России. Это секвенаторы "Нанофор 01", которые были разработаны у нас. Полногеномные секвенаторы второго и третьего поколения в России пока не выпускаются", - добавил Евстрапов.