Полученная во время полета на Марс доза излучения необратимо может нарушить работу мозга

Такой вывод ученые сделали после опытах на самках крыс

ТАСС, 22 февраля. Российские ученые в ходе экспериментов на грызунах установили, что доза ионизирующего излучения, сопоставимая с той, которую человек может получить за все время полета к Марсу, может привести к серьезным изменениям в работе мозга. Результаты исследования опубликовал научный журнал Cellular and Molecular Neurobiology, кратко об этом пишет пресс-служба Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ).

"Сотрудники сектора радиационной физиологии Лаборатории радиационной биологии ОИЯИ провели сравнительный анализ поведения и морфологических изменений в головном мозге крыс после воздействия ионизирующего излучения различного типа. В результате исследования у лабораторных животных обнаружены нарушения памяти, исследовательской активности, а также необратимые патологические изменения в разных отделах головного мозга", - говорится в сообщении.

Проведенные исследования, как отметили в институте, были посвящены решению двух прикладных задач: во-первых, оценке краткосрочных последствий воздействия космического излучения, в частности, солнечных вспышек, для экипажей космических кораблей. Второй задачей было прогнозирование возможных отдаленных реакций тканей мозга на процедуры радиационной терапии опухолей. В ходе исследования животные подверглись воздействию различных видов ионизирующих излучений в дозе 1 Гр.

"Доза 1 Гр сравнима с дозой, которую получит космонавт за все время марсианской экспедиции. Она не вызывает серьезных видимых проявлений лучевой болезни. Если бы мы облучили дозой 7-8 Гр, животное бы заболело: начались бы проблемы с кишечником, уменьшились бы кроветворные органы, произошло бы резкое изменение состава крови, общее состояние изменилось бы. А доза 1 Гр на внешнем облике животных никак не сказывается, но приводит к изменениям, например, в составе крови и в тонких процессах работы центральной нервной системы, это мы и хотели изучить", - рассказал соавтор исследования Юрий Северюхин.

После воздействия радиации животные были протестированы на возможные когнитивные отклонения. В результате ученые обнаружили у них нарушения памяти, общей двигательной и исследовательской активности, повышение уровня тревоги. Кроме того, исследователи обнаружили изменение состава крови, массы тела, размеров тимуса и селезенки.

Также ученые изучили головной мозг грызунов. В частности, были обнаружены патологические необратимые изменения в гиппокампе, мозжечке, желудочках. Выявлены нарушения белкового обмена в виде образования амилоидных бляшек, отмечены дистрофические изменения. А в результате измерения размера нейронов в мозжечке и хилусе гиппокампа исследователи обнаружили, что они гипертрофированы.