Все новости

Беспилотных роботов научили самостоятельной калибровке

Благодаря этой разработке человека можно вовсе исключить из процесса калибровки беспилотников

ТАСС, 18 февраля. Российские ученые разработали метод, который позволяет беспилотным роботам самостоятельно настраивать колеса и камеры для ориентации в пространстве. Описание разработки опубликовал научный журнал Applied Sciences, кратко об этом пишет пресс-служба Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (СПбГЭТУ) "ЛЭТИ".

"Сегодня настройка этих параметров у роботов делается операторами вручную. Калибровка одного робота делается относительно быстро. Однако, если мы хотим запустить сразу несколько беспилотников, то нам потребуется много времени и операторов. Для решения этой проблемы мы разработали метод, который позволяет роботу самостоятельно и оперативно настроить камеру и колеса", - рассказал один из авторов статьи, сотрудник СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Антон Филатов.

Настройка оборудования у беспилотников требуется, так как полученные в результате массового производства камеры и колеса немного различаются. Без калибровки это может привести к нарушению заданного движения и дезориентации робота в пространстве. Новый метод ученые разработали и испытали в пространстве Duckietown - уменьшенной модели реальной городской транспортной среды. Эксперименты проводились на роботах с тремя колесами, два передних из которых ведущие.

Метод включает два этапа настройки, которые робот может выполнять самостоятельно. Сначала выполняется калибровка камеры, которая осуществляется с помощью фотосъемки нескольких горизонтально расположенных шахматных досок. Робот делает серию снимков в процессе разворота на 360 градусов. С помощью математических расчетов вычисляются реальные расстояния между квадратами с учетом искажения картинки, который создает широкоугольный объектив камеры.

Затем робот заезжает на площадку, на поверхности которой нанесена разметка, похожая на QR-коды, которые выполняют роль координат. Для калибровки колес требуется несколько раз проехать вперед-назад по любому участку площадки, фиксируя на камеру QR-коды, через которые он проезжал. Эти действия позволяют рассчитать положение робота и степень отклонения при движении по прямой. После завершения этого алгоритма робот может приступать к выполнению задач.

"По результатам испытаний по точности подход оказался сравним с ручными способами калибровки. Он может заменить человека при выполнении этой задачи. Это значит, что, с одной стороны, мы снижаем риски, связанные с человеческим фактором, а с другой, можем быстро и точно настраивать сразу несколько беспилотных роботов. При необходимости можно адаптировать предложенный метод не только для настройки камер небольших трехколесных роботов, но и для систем компьютерного зрения в полноразмерных беспилотных автомобилей", - добавил Филатов.