Российские физики приступили к сборке магнитов для "фабрики антиматерии" FAIR

Их соберут из специальной стали, 800 тонн которой уже подготовил Магнитогорский металлургический комбинат

ТАСС, 17 февраля. Специалисты Института ядерной физики СО РАН начали собирать магниты, которые будут использоваться в международном проекте FAIR для управления движением частиц материи и антиматерии и их обнаружения. Об этом пишет пресс-служба ИЯФ СО РАН.

"ИЯФ СО РАН изготовит из этого материала три магнита для проекта FAIR. Два из них предназначены для ускорителя, один – для детектора PANDA. Последний будет обладать массой в 240 тонн и будет оборудован камерами и счетчиками для отслеживания частиц. Два других магнита, которые изготовят специалисты ИЯФ СО РАН, предназначены для работы в условиях высокой радиационной нагрузки", - говорится в сообщении.

FAIR – это ускорительный комплекс, который создается для изучения свойств тяжелых ионов и антипротонов, а также проверки перспективных вариантов их практического использования для опытов в ядерной физике, биологии и медицине.

По планам научного коллектива FAIR, создание "фабрики антиматерии" на территории Дармштадта будет закончена в 2025 году. Россия – одна из 17 стран-участников проекта FAIR, второй после Германии партнер по объему вложений в создание установки (€1,7 млрд).

Российские магниты

Как отмечается в сообщении, Институт ядерной физики СО РАН разрабатывает один из главных блоков ускорителя частиц – кольцо, в котором будут накапливаться интенсивные пучки антипротонов для экспериментов с детектором PANDA. Ключевым компонентом этой части FAIR станут три мощных магнита, которые и разрабатывают российские физики.

По словам исследователей, эти магниты будут изготовлены из специальной стали с уникальными магнитными свойствами, однородностью и высокой механической прочностью. Магнитогорский металлургический комбинат подготовил специально для FAIR около 880 тонн этой стали.

При изготовлении двух магнитов, которые будут использоваться в работе ускорителя FAIR, физики дополнительно модифицируют эту сталь. В частности, ученые планируют обработать ее с помощью специальных материалов и добавить в нее компоненты на базе сплава магния, что позволит магнитам работать долгое время в условиях их постоянной "бомбардировки" частицами высоких энергий.

Сейчас магниты находятся в начальной стадии изготовления. Для них уже созданы часть электронных компонентов, источников питания и электрических обмоток. В ближайшее время физики начнут сборку магнитопровода, его тестирование, а также детально изучат магнитные свойства этих устройств перед их отправкой в Германию.