В канализации Нью-Йорка — загадочный вариант вируса.
Пандемия COVID-19

В канализации Нью-Йорка — загадочный вариант вируса. Главное о пандемии из зарубежных СМИ

© Justin Heiman/Getty Images
Странная разновидность SARS-CoV-2 в сточных водах, которую не находили у людей, результаты первого эксперимента, где добровольцев заражали коронавирусом, и проверка утверждений Джо Рогана — в обзоре зарубежных СМИ

Следы коронавируса в сточных водах стали искать почти с самого начала пандемии. Генетический материал SARS-CoV-2 в канализации указывает на вспышку болезни еще до того, как заразившиеся сделают тесты и получат диагноз. Но геномы также можно прочитать, чтобы понять, какие разновидности вируса циркулируют в том или ином месте. С июня 2020 года этим занималась команда американских ученых. Результаты озадачили: варианты SARS-CoV-2, попадающиеся последний год, не встречаются у пациентов. О таинственном открытии рассказывает The New York Times.

Чтобы упростить анализ, исследователи проверяли геномы не целиком — только последовательности, кодирующие шиповидный белок коронавируса. С его помощью SARS-CoV-2 проникает в клетки, и именно в этом месте возникает больше всего мутаций. В водах сразу в нескольких очистных сооружениях Нью-Йорка ученые обнаружили варианты вируса, которые ни разу не выявляли у горожан (другая команда находила что-то похожее в канализации в Калифорнии).

Исследователи выдвинули две гипотезы. Возможно, людей, заразившихся странными вариантами, просто не проверяли или проверяли, но не расшифровывали геном SARS-CoV-2. Но в сточных водах подозрительный вирус попадался много раз, причем на одних и тех же очистных сооружениях. Люди же перемещаются по городу. Конечно, не исключено, что у заразившихся была хроническая инфекция и они месяцами оставались в каких-то медицинских учреждениях, но проверить это не удалось. В пользу этой версии говорит то, что у вариантов из канализации есть общие мутации с "омикроном", который, предположительно, эволюционировал как раз в пациентах с подавленной иммунной системой.

Вторая гипотеза звучит тревожнее. Возможно, варианты из канализации циркулируют не среди людей, а среди животных (некоторые ученые считают, что "омикрон" мутировал в грызунах, а затем перекинулся обратно на людей — прим. ТАСС). Чтобы выявить генетический материал в сточных водах, его должно быть много. Кроме того, в мае-июне 2021 года, когда в Нью-Йорке было сравнительно мало случаев COVID-19, доля подозрительных геномов увеличилась. Ученые подозревают крыс. Их РНК тоже присутствовала в воде, а лабораторные эксперименты показали, что обнаруженные варианты способны проникнуть в крысиные и мышиные клетки. Исходному вирусу из Уханя это, видимо, было не по силам. Правда, пока у крыс из Нью-Йорка вирус не найден, и непонятно, как они могли бы получить его от людей.

Ученые усовершенствовали свой метод так, чтобы выявлять только последовательности, отличающиеся от "омикрона". Это должно облегчить дальнейшие поиски. Также они стали проверять сточные воды из других штатов. Они уверены, что рано или поздно найдут разгадку.

Что узнали ученые, заразив добровольцев SARS-CoV-2

В Великобритании подвели итоги первого в своем роде исследования, где добровольцев заражали коронавирусом. Ученые смогли проследить, что происходит с самого начала инфекции. О результатах пишет Science.

Исследование началось около года назад, его проводили в лондонской больнице. Для эксперимента выбрали вариант, циркулировавший в Великобритании в июле 2020 года. 34 добровольцам в возрасте от 18 до 29 лет ввели такое количество SARS-CoV-2, которое содержится примерно в одной капле слизи из носа.

• Заразились 53% участников. Уже через один-два дня антигенные тесты показали наличие вируса.
  • Симптомы появились в среднем через двое суток и достигли пика на пятый день. Никто не заболел достаточно тяжело, чтобы потребовалось лечение. Лишь у двоих инфекция протекала полностью без симптомов, но вирусная нагрузка у них была сопоставима с остальными. Следовательно, они были такими же заразными.
  • У 12 человек нарушилось восприятие запахов, у девяти полностью пропало обоняние, а у одного человека небольшие проблемы с обонянием остались и спустя полгода.
  • Вирусные частицы, способные инфицировать клетки, перестали попадаться в среднем через десять дней после заражения.
  • У тех, кто не заразился, не выработались антитела. В похожих экспериментах с вирусами гриппа они появлялись.

Ключевое ограничение исследования заключается в том, что использованный вариант вируса сменили другие: прежде всего, "дельта" и "омикрон". Чтобы понять их свойства, нужны новые эксперименты. Британские ученые удостоверились, что риски для добровольцев могут быть сравнительно невысокими, и продолжат работу. Весной они собираются заразить вакцинированных участников вариантом "дельта".

Проверка слов Джо Рогана

Недавно музыканты Нил Янг и Джони Митчелл раскритиковали стриминговый сервис Spotify из-за популярного подкаста, где комментатор и комик Джо Роган вместе со своими гостями лжет о пандемии. В The Guardian проверили несколько утверждений, которые там прозвучали.

Роган говорил, что молодым не нужны прививки. Хотя пожилые люди действительно чаще умирают от COVID-19, за год в одной только Англии скончалось более 200 человек в возрасте от 20 до 39 лет. Осложнения из-за коронавируса возникают намного чаще, чем из-за вакцинации. В первую волну пандемии у 27% пациентов в возрасте 19–29 лет, обратившихся в больницу, были выявлены повреждения почек, легких и других органов, а 13% частично потеряли трудоспособность.

Роган говорил, что у 12–17-летних воспаление сердца (миокардит) чаще бывает из-за прививок, чем из-за COVID-19. Это опроверг его гость, указавший, что у подростков мужского пола миокардит из-за болезни встречается в шесть раз чаще. The Guardian приводит похожую оценку, полученную по данным от 38,6 млн привитых в возрасте от 16 лет и старше. Обычно миокардит после вакцинации не требует лечения. В целом воспаление сердечной мышцы бывает редко что из-за болезни, что из-за прививки.

Гость Рогана Брет Вайнштейн говорил, что при правильном применении противопаразитарного лекарства ивермектин коронавирус может вымереть. Позже Роган, заболев COVID-19, принимал ивермектин. Но когда в некоммерческой организации "Кокрейн" проделали анализ исследований на эту тему, ученые не смогли подтвердить, что ивермектин эффективен для профилактики или лечения коронавирусной инфекции.

Роган говорил, что мРНК-вакцины — это генная терапия. Комик в целом правильно объяснил принцип действия таких препаратов, но они не меняют геном человека, как генная терапия. Компоненты мРНК-вакцин выводятся из организма примерно за трое суток.

Роган жаловался, что в Ванкувере отменили его шоу, так как он не привит. Прививаться комик не хочет, потому что несколько месяцев назад переболел COVID-19. Но он не учитывает, что примерно у одного человека из пяти вирус не вызывает достаточно сильный иммунный ответ. У них и других переболевших вакцины усиливают и продлевают защиту от повторного заражения.

Роган говорил, что локдауны способствуют распространению вируса: люди сидят взаперти и заражают друг друга. Но суть локдаунов в том, чтобы люди реже встречались. Вывод Рогана противоречит результатам исследования, которое показало, что ограничительные меры в 11 европейских странах существенно повлияли на передачу SARS-CoV-2.

Подготовил Марат Кузаев