Ученые определили уникальную манеру полета мельчайших насекомых Земли

Траектория движения их крыльев напоминает восьмерку, также в полете участвуют жесткие надкрылья, которые играют роль инерционного тормоза, не давая телу насекомого вращаться

ТАСС, 20 января. Миниатюрные жуки из семейства перокрылок освоили уникальную технику полета, которая позволяет им ускоряться на порядок быстрее, чем более крупные насекомые. К такому выводу пришла международная команда биологов, пишет пресс-служба Сколковского института науки и технологий. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature.

За последние годы биологи обнаружили много рекордных достижений насекомых и других беспозвоночных: они часто оказываются самыми сильными, зоркими и быстрыми существами на Земле, с учетом разницы в размерах. В частности, морские раки-богомолы бьют клешнями по панцирям жертв с силой пули, выпущенной из ружья, а кузнечики и цикады способны прыгать на высоту, превышающую длину их ног в сотни раз.

Биолог из МГУ им. Ломоносова Алексей Полилов с коллегами добавили к числу подобных рекордсменов одних из самых миниатюрных многоклеточных обитателей Земли – жуков-перокрылок вида Paratuposa placentis, которые в длину не превышают 0,4 мм. Отличительная черта этих насекомых – причудливые "мохнатые" крылья, больше похожие на распушенные перья птиц.

Ученые заметили, что перокрылки могут летать так же быстро, как насекомые втрое больше. С помощью инженеров Попилов и его коллеги выяснили, что у этих насекомых уникальная манера полета.

Для этого ученые поймали во Вьетнаме несколько перокрылок вида Paratuposa placentis и поместили их в специальные емкости, где записали их полет с помощью высокоскоростных камер. На основе этих записей биологи создали трехмерную модель летящего жука, а крылья и надкрылья изучили с помощью электронного и лазерного микроскопов.

' Полет перокрылок Paratuposa placentis. Credit – Nature/Youtube'

"Задние крылья перокрылок движутся по траектории в виде широкой восьмерки и совершают гребные движения, которые чередуются с хлопками как над телом жука, так и под ним. Жесткие надкрылья совершают взмахи с необычайно большой амплитудой и выполняют роль инерционного тормоза, который компенсирует вращение тела, возникающее в результате движения крыльев", – пояснил один из авторов исследования, младший научный сотрудник МГУ Сергей Фарисенков.

Подобная особенность перокрылок, как отмечают ученые, позволяет им не только необычно быстро летать, но и ускорять свое движение в десятки раз быстрее, чем это делают другие насекомые.

Ученые надеются, что благодаря дальнейшему изучению устройства их крыльев, а также анализа манеры полета других миниатюрных насекомых, позволит использовать эти знания для создания миниатюрных роботов, способных летать и маневрировать столь же быстро, как и эти жуки.

"Теперь мы планируем изучить полет других миниатюрных насекомых. Крыловой аппарат других мельчайших насекомых устроен несколько иначе, а их миниатюризация проходила независимо друг от друга. Поэтому мы ожидаем, что эти исследования принесут новые открытия", – заключил Полилов.