В ТГУ рассказали о создании самых устойчивых в мире к радиации сенсоров для "СКИФа"

Первую партию сенсоров для синхротрона уже передали заказчику

ТОМСК, 19 января. /ТАСС/. Радиофизики Томского госуниверситета (ТГУ) разработали для новосибирского синхротрона в центре коллективного пользования "Сибирский кольцевой источник фотонов" (ЦКП "СКИФ") сенсоры, которые в отличие от кремниевых аналогов, используемых на зарубежных синхротронах, в 1000 раз устойчивее к радиации, а значит будут выдавать наиболее точные результаты исследований и служить дольше. Первая партия сенсоров уже передана заказчику - Институту ядерной физики (ИЯФ) СО РАН - в Новосибирск, сообщили ТАСС в понедельник в пресс-службе ТГУ.

Синхротрон представляет собой ускоритель, в котором частицы движутся по кольцу в вакууме почти со скоростью света, а мощные электромагниты придают им энергию и задают траекторию движения. На нем исследователи смогут в сотни раз быстрее получать самые точные данные о структуре и химическом составе изучаемых объектов, что ускорит создание и внедрение новых материалов для космоса, медицины и других отраслей.

"Первую партию детекторов мы уже передали в ИЯФ СО РАН (Новосибирск), который занимается изготовлением оборудования для "СКИФа", в том числе разработкой электроники считывания и преобразования информации с наших сенсоров. Электроника преобразует излучение, прошедшее через объект, в цифровое изображение. В совокупности наши детекторы и электроника ИЯФ СО РАН - это приемное устройство, один из главных узлов синхротрона. От точности его работы в итоге зависит результат любого исследования", - приводятся в сообщении слова директор Центра исследования и разработок "Перспективные технологии микроэлектроники" ТГУ Олега Толбанова.

Как пояснил Толбанов, в отличие от других синхротронов "СКИФ" будет первым на планете источником синхротронного излучения класса "четыре плюс" - самым мощным. Если энергия фотонов существующих установок достигает 15 килоэлектронвольт (КэВ), то у "СКИФа" она составит от 20 до 100 КэВ. При такой высокой энергии фотонов кремний, который сейчас используется для изготовления детекторов синхротронов, станет прозрачным и не способным регистрировать фотоны, что приведет к потере информации об исследуемых объектах.

Для решения этой задачи по заказу ИЯФ СО РАН радиофизики ТГУ создали сенсоры из арсенида галлия, компенсированного хромом. Их радиационная стойкость в 1000 раз выше, чем у самых надежных кремниевых детекторов. Это обеспечит не только функциональность, но и долговечность новых устройств.

О ЦПК "СКИФ"

ЦКП "СКИФ" - это центр коллективного пользования, который будет включать не только ускорительный комплекс, но и развитую пользовательскую инфраструктуру: экспериментальные станции и лабораторный комплекс. Он создается с целью реализации современной отечественной сети источников синхротронного излучения нового поколения в России. Решение о его строительстве поддержал в феврале 2018 года на совете по науке и образованию президент России Владимир Путин. Строительство синхротрона началось в августе 2021 года, создание источника синхротронного излучения планируется завершить в 2023 году, что позволит начать проведение научных исследований уже 2024 году. Стоимость проекта оценивается в 37,1 млрд рублей.