В России создали основу для прибора, способного получать снимки бляшек в сосудах

МОСКВА, 3 декабря. /ТАСС/. Российские исследователи разработали основу для компактного эндоскопа, способного получать снимки холестериновых бляшек на стенках сосудов и определять их состав. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба "Сколтеха" со ссылкой на статью в журнале ACS Photonics.

"Разработанный российскими учеными зонд представляет собой оптоволокно, на кончик которого прикреплена крошечная мембрана микрофона. Система включает сразу два лазера. Импульсы первого из них доходят до конца зонда, проходят сквозь мембрану и возбуждают изучаемые молекулы, заставляя их генерировать акустические волны", - говорится в сообщении.

По словам ученых, эти колебания улавливаются мембраной и преобразуются в световые импульсы в результате ее взаимодействий со вспышками второго лазера. Это одновременно позволяет медикам получать снимки холестериновых бляшек и других неровностей на стенках сосуда, а также изучать их состав и структуру при помощи ультразвука.

Основа для компактного эндоскопа

Прибор, представляющий собой компактный оптоакустический эндоскоп, разрабатывается командой ученых под руководством профессора "Сколтеха" Дмитрия Горина. Как отмечают ученые, недавно схожие устройства начали применяться для диагностики рака молочной железы в США, однако они обладают громоздкими размерами, из-за чего их нельзя вводить в организм пациента.

Российские физики и биологи исправили этот недостаток. Им удалось создать очень компактный зонд на базе оптоволокна, которое одновременно доставляет вспышки света к изучаемым сосудам и при этом работает как компактный ультразвуковой микрофон. Это стало возможным благодаря созданию сверхтонкой мембраны из углеродных нанотрубок с напылением из частиц двуокиси титана и кремния.

Эти частицы играют роль своеобразного зеркала, от которого частично отражается луч лазера, путешествующий по специально подготовленному оптоволокну. Характер взаимодействий луча лазера с этим зеркалом сильно меняется при появлении вибраций в мембране, что позволяет считывать их по тому, как меняются свойства отраженных частиц света.

По словам исследователей, первые опыты с прототипами эндоскопов на базе оптоволокна и этих мембран показали, что созданная ими конструкция обладает достаточной чувствительностью для проведения наблюдений за бляшками в кровеносных сосудах. В ближайшее время ученые планируют проверить работу этой системы в тканях живых организмов. Как надеются профессор Горин и его коллеги, опыты подтвердят возможность применения этой технологии на практике уже в самое ближайшее время.