Во ВШЭ рассказали о последствиях пандемии для креативной индустрии в России
Из-за коронавирусной инфекции закрылась каждая пятая организация в сфере фотографии и рекламы
ТАСС, 26 октября. Наиболее пострадавшими из-за пандемии креативными индустриями стали фотография, реклама и пиар, а также ювелирное дело. Количество организаций в этих отраслях сократилось на 16-22%. Такие данные содержатся в исследовании Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.
По данным на май 2021 года, в России действовало свыше 173,8 тыс. организаций креативных индустрий (5,9% от общего числа юридических лиц). Значимая их часть пришлась на ИТ и видеоигры (59,6 тыс. организаций), рекламу и пиар (35,6 тыс.) и архитектуру (21,4 тыс.). С 2016 г. в России наблюдается сокращение числа организаций креативных индустрий.
"Рекордным стал пандемийный 2020 год: таких организаций стало меньше на 20,1 тыс. В 2020 году 14 из 15 креативных индустрий показали снижение числа организаций по сравнению с предыдущим годом. Наиболее заметным стало сжатие индустрий фотографии (минус 22,5%), рекламы и пиара (минус 18,1%) и ювелирного дела (минус 16,6%). Единственный вид деятельности, продемонстрировавший незначительный рост числа организаций в 2020 году, - образование в креативных индустриях (плюс 14% организаций)", - говорится в результатах исследования.
При этом на фоне убыли числа организаций в данном секторе наблюдается расширение занятости россиян в креативных профессиях: это происходит не за счет креативной индустрии, а за счет других секторов: промышленность, торговля, профессиональные услуги.
Директор Центра "Российская кластерная обсерватория" ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко пояснил, что в креативном секторе, с одной стороны, наблюдается сокращение количества организаций, а с другой - творческая занятость растет из года в год. Парадокс, по его словам, объясняется тем, что творческие профессии становятся все более востребованными не только и не столько в креативных индустриях, сколько в традиционных отраслях.
"Такая "интегрированная" занятость в 2020 году превысила творческую <...> почти в два раза. На фоне сокращения предпринимательской активности в креативных индустриях (в том числе на 30% количества созданных новых организаций в 2020 году по сравнению с 2019-м), можно говорить о буме востребованности творческого труда у крупных компаний, которые ищут новые источники повышения конкурентоспособности и новые рынки", - сказал Куценко.