В России создали модель для калибровки приборов, повышающих точность антенн и телескопов

Она может стать основой для международной стандарта калибровки энкодеров

ТАСС, 21 октября. Российские ученые создали универсальную математическую модель для калибровки любых энкодеров - приборов, которые используются для измерения показателей объектов в отраслях, где требуется высокая точность разворота, например, при вращении грузовых платформ, телескопов, антенн и даже артиллерийских орудий. Описание модели опубликовал научный журнал Optical Engineering, кратко об этом пишет пресс-служба Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (СПбГЭТУ) ЛЭТИ.

По данным ученых, в мире существует огромное количество типов энкодеров, они используются для высокоточного измерения углов поворота любого вращающегося объекта и преобразования этой информации в цифровой код для последующей обработки. Причем в различных отраслях от автомобилестроения до компьютерной техники используются разные виды энкодеров. Для успешного применения таких датчиков требуется точная настройка характеристик, однако для этого пока не существует единой методики.

"Мы разработали математическую модель, с помощью которой можно калибровать поворотные оптические энкодеры, которые широко используются для точных поворотов во всех областях промышленности: от платформ и орудий до антенн и телескопов, вращающихся с постоянной или непостоянной скоростью", - сказал один из разработчиков, сотрудник СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Юрий Филатов.

В новой работе для определения точности (надежности) данных, полученных с энкодера, ученые предложили использовать в качестве эталонного датчика динамический гониометр. Это прибор для высокоточного определения углов между объектами, с помощью которого измеряется угол вращения на различных скоростях.

Так, в зависимости от интерфейса и устройства энкодера, необходимо проводить с замеры с помощью ганиометра с различным временным интервалом. Настройка энкодера производится на основании сравнения результатов, полученных с двух приборов, через устранение погрешностей цифрового кода. Эффективность метода была показана учеными на экспериментах с различными типами энкодерами.

"Ранее не было какой-то международной методики, которая бы подходила всем энкодерам, для калибровки каждого типа требовалась своя модель. Наверное, постепенно такой стандарт появится, и мы предлагаем один из путей его создания. Плюсом нашей модели является универсальность - она может использоваться для калибровки любого энкодера, и в этом отношении не имеет аналогов", - добавил Филатов.