Ученые создали метод получения волокон для технологий "выращивания" органов

Подобные технологии могут решить проблему нехватки донорских органов, надеются ученые

ТАСС, 30 сентября. Российские ученые разработали метод создания полимерных волокон, который может ускорить развитие технологий производства искусственных органов для пересадки. Об этом пишет пресс-служба Курчатовского института. Результаты исследования опубликовал Chemical Engineering Journal.

"Исследователи из Курчатовского института, Московского физико-технического института (МФТИ) и Института электрофизики и электроэнергетики РАН разработали способ изготовления материалов со сложной геометрией из полимерных волокон. <…> Новый подход к электроспиннингу позволит получать более сложные природоподобные полимерные структуры для тканевой инженерии. Возможно, со временем созданные по "индивидуальному заказу" полимерные матриксы, заселенные стволовыми клетками самого пациента, решат проблему нехватки донорских органов и избавят от негативных эффектов, связанных с неидеальной совместимостью [при пересадке]", – говорится в сообщении.

Создавая новую технологию, авторы усовершенствовали метод электроспиннинга, который применяется для получения полимерных микро- и нановолокон. Под действием сильного электрического поля полимерный раствор на кончике капилляра вытягивается в тонкое волокно, которое переходит на специальную подложку. Осаждаясь, полимерные волокна формируют готовый нетканый материал, который может служить каркасом для клеток пациента при выращивании органа для пересадки. Ученые смогли получить более сложную архитектуру материала, что в будущем может приблизить структуру искусственного органа к оригиналу.

"Мы можем контролируемо управлять ориентацией слоев волокон, вплоть до монослоя. Увеличивая количество электродов, меняя их расположение, можно задавать все более и более сложную геометрию, контролируя в буквальном смысле положение каждого волокна", – отметила Ксения Луканина, начальник отдела нанобиоматериалов и структур Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий и один из авторов исследования.

Исследователи также смогли расширить возможности классического метода, увеличив толщину получаемого материала и создав условия для получения волокон на диэлектрических поверхностях.