Ученые объяснили мощную вулканическую активность на Камчатке

Причиной ее возникновения исследователи считают выделение воды из отслоившихся кусков земной коры

ТАСС, 29 сентября. Ученые выяснил, что причиной образования сотен небольших молодых вулканов в Срединном хребте на Камчатке стало выделение воды из отслоившихся фрагментов земной коры. Результаты работы опубликовал научный журнал Contributions to Mineralogy and Petrology, кратко об этом пишет пресс-служба Российского научного фонда.

Большинство действующих и потухших вулканов Камчатки образовались благодаря субдукции – "погружению" одних блоков земной коры под другие. Такое случается, когда литосферные плиты движутся навстречу и одна из них начинает "подныривать" под вторую, провоцируя землетрясения и активный вулканизм.

Под влиянием субдукции, действовавшей более пяти миллионов лет назад под Камчаткой, сформировалась мощная горная цепь, протянувшаяся с юго-запада на северо-восток полуострова – Срединный хребет. С тех пор субдукция в том месте перестала действовать, и вулканический фронт сместился к восточному побережью, где образовалась вторая горная цепь, параллельная Срединному хребту – там сейчас расположены почти все активные вулканы.

Однако около четверти всех молодых (моложе 50 тыс. лет) вулканических пород Камчатки извергнуты именно в районе Срединного хребта. Существовало несколько гипотез о происхождении такого большого объема лав: одни исследователи называли причиной плавления мантии понижение давления, другие связывали это явление с влиянием современной субдукции.

В новой работе ученые из России, Швейцарии и Австралии заметили характерную особенность молодых пород Срединного хребта, которая в итоге и позволила определить, какие процессы привели к возникновению магматических очагов и мощной вулканической активности.

В частности, геологи восстановили состав расплава, который существовал в магматической камере до извержения, и оказалось, что в нем высокое содержание воды и низкое содержание хлора. Полученные данные позволили предположить, что вода выделилась из-за разложения амфибола – минерала, в структуре которого есть вода. Он присутствует в нижней части земной коры, но начинает разрушаться под влиянием больших температур и давлений.

Согласно модели, предложенной учеными, фрагменты нижней коры отслаивались и погружались в более горячую мантию, постепенно нагреваясь и теряя воду из-за разложения амфибола, а выделившаяся вода способствовала плавлению окружающих мантийных пород. Во время второго эпизода вулканизма на Срединном хребте образовалось 2-2,5 тыс. км3 изверженных пород, которые распространились на площадь около 9 тыс. км2. По оценкам ученых, чтобы выплавить необходимое для этого количество магмы, потребовалось отслоение не менее семи объемных процентов земной коры с такой же площади.

"Предложенный нами механизм хорошо объясняет образование большого объема магмы вдоль Срединного хребта, однако он мог иметь место и в других местах с мощной и богатой амфиболом нижней корой. Например, похожими геохимическими особенностями обладают породы из тыловой зоны вулканической дуги Центральной Америки и вулканической провинции Пайения в Аргентине. Необходимы дополнительные исследования, чтобы сделать вывод о роли разложения амфибола в образовании магмы в этих регионах", – считает один из авторов работы Николай Некрылов.