Российские биологи нашли ферменты, отвечающие за неспецифический иммунитет пшеницы

После того, как исследователи обработали растения аминокислотами-субстратами, фенилаланином и тирозином, растения демонстрировали активный прирост лигнина

МОСКВА, 16 сентября. /ТАСС/. Ученые Института живых систем Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калининград) доказали важность ферментов биосинтеза фенольных соединений - фенилаланина и тирозина - в формировании иммунитета пшеницы. Об этом сообщили в четверг в пресс-службе БФУ.

По словам биологов, одним из способов повышения устойчивости растений к различным неблагоприятным воздействиям является создание барьерных структур, обеспечивающих неспецифический иммунитет растения. В качестве такого "иммунного" барьера может выступать фенольный полимер - лигнин. Благодаря этому соединению внутренняя клеточная стенка растений становится прочнее, а само растение - более жизнеспособным.

"Чтобы установить связь между ключевым ферментом синтеза фенилпропаноидов и накоплением лигнина в пшенице на раннем этапе развития растения, мы подобрали вещества, блокирующие работу этого фермента. Наша гипотеза подтвердилась - при снижении активности фенилаланин (тирозин)-аммиак-лиаза, растения накапливали значительно меньше лигнина", - приводит пресс-служба слова руководителя проекта, кандидата биологических наук Павла Федураева.

И напротив, после того, как исследователи обработали растения аминокислотами-субстратами, фенилаланином и тирозином, растения демонстрировали активный прирост лигнина.

"Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что фенилаланин и тирозин являются, своего рода, индукторами устойчивости пшеницы и активно способствуют закладке вторичной клеточной стенки, обогащенной лигнином", - добавил ученый.

Результаты исследования, которые финансировались Российским фондом фундаментальных исследований и правительством Калининградской области, были опубликованы в научном журнале International Journal of Molecular Sciences (IJMS).