Краснокнижным растениям семейства капустных составили генетические паспорта

По словам ученых, растениям такие паспорта нужны в той же степени, что и людям

ТАСС, 13 сентября. Российские ученые провели генетическую паспортизацию видов рода катран – многолетних или однолетних растений семейства капустных. Полученные данные необходимы, например, при защите авторских прав по сельскохозяйственным сортам или для точного определения видовой принадлежности, пишет пресс-служба Минобрнауки.

"(Проведена) генетическая паспортизация пяти краснокнижных видов рода катран: катрана сердцелистного, морского, перистого, татарского и катрана Стевена. Маркирование проводили с помощью межмикросателлитного анализа (ISSR-маркеры). Это области в участках ДНК, которые ничего не кодируют, но эволюционно так сложилось, что они присутствуют во всех организмах", – говорится в сообщении.

Отмечается, что благодаря такому методу паспортизация растений возможна без необходимости проводить секвенирование – определения всей или почти всей последовательности ДНК генома организма за один раз. По словам по словам одного из исследователей, Василия Чохели из Южного федерального университета (ЮФУ), для многих видов, сортов, штаммов живых организмов так же необходимы паспорта, как и для человека.

"Генетическая паспортизация растений нужна для видовой идентификации. Практическая значимость заключается в том, что можно идентифицировать растение лишь по небольшому фрагменту ткани. Данные можно использовать, например, при защите авторских прав по сельскохозяйственным сортам или при судебной экспертизе по незаконным вырубкам. Если имеется база данных с генетическими характеристиками (паспортами) растений, то при обнаружении фрагмента растения можно будет точно определить его видовую принадлежность", – сказал Чохели.

По словам авторов работы, исследование проводится с целью критического анализа систематического положения различных видов. Так, систематики из России и из зарубежных стран смотрят по-разному на филогению рода, то есть на происхождение и пути эволюции отдельных групп. Также ученые намерены провести изучение популяционных структур, чтобы определить, насколько менялась генетика катрана среди различных популяций.