Анализ подтвердил нацистское происхождение урана из американской лаборатории

Однако как именно этот образец попал в США, ученые пока не знают
Копия ядерного реактора с кубиками урана в Хайгерлохе ArtMechanic/CC BY-SA 3.0 via Wikimedia Commons
Копия ядерного реактора с кубиками урана в Хайгерлохе
© ArtMechanic/CC BY-SA 3.0 via Wikimedia Commons

ТАСС, 24 августа. Проанализировав изотопный состав образца урана из Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории, американские химики подтвердили, что он был изготовлен в нацистской Германии. Результаты анализа опубликовал научный журнал Physics Today.

"Мы подозревали, что этот образец урана был изготовлен в нацистской Германии и впоследствии вывезен в США, однако доказательств не было. Теперь мы планируем сравнить составы нескольких аналогичных образцов, благодаря чему можно будет определить, какие группы немецких ученых с ними работали", – рассказал один из участников исследования, научный сотрудник Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории Джон Швантес.

Ядерная программа нацистской Германии официально началась в 1939 году. Немецкие ученые исследовали процесс распада атомов урана и строили экспериментальные ядерные реакторы для производства плутония. В рамках этой программы действовали две независимые группы ученых, одну из которых возглавлял Вернер Гейзенберг, а вторую – Курт Дибнер.

Уран, с которым работали ученые, хранился в виде кубов с длиной ребра примерно в шесть сантиметров. К концу войны было сделано несколько сотен подобных кубов. Физики планировали использовать их в экспериментальном ядерном реакторе.

В конце войны весь этот уран захватили войска союзников. Большая часть запасов группы Гейзенберга вывезли в США вместе с самими учеными, а значительная часть кубов группы Дибнера бесследно исчезла.

Следы немецкой ядерной программы

Швантес и его коллеги выяснили, что один из этих кубов хранится в Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории. Ученые давно подозревали, что у этого урана нацистское происхождение, однако как он попал в лабораторию, никто не знал.

Доказать происхождение образца ученые смогли с помощью разработанной ими методики вычисления возраста образцов урана, а также благодаря детальному химическому анализу структуры поверхности куба. Их методика опирается на то, что доли некоторых продуктов распада урана, в том числе протоактиния-231 и тория-230, заметным образом меняется с течением времени.

Ученые измерили доли этих изотопов в урановом кубе из лаборатории. Результаты анализа подтвердили, что образец действительно был изготовлен около 65-70 лет назад представителями одной из двух групп немецких физиков. Аналогичные измерения химики провели для нескольких других кубов, найденных в коллекциях Мэрилендского университета.

Пока ученые не могут точно сказать, в какой из лабораторий синтезировали эти кубы. Они склоняются к тому, что эти кубы сделали в группе Дибнера. В пользу этого, в частности, говорит, что поверхность одного из кубов из коллекции Мэрилендского университета была обработана стиролом, который защищает уран от окисления, а не цианидом, как известные образцы продукции группы Гейзенберга.

В ближайшее время химики планируют изучить доли различных редкоземельных изотопов в этих кубах. Благодаря этому можно будет определить место добычи урана и уточнить, какой из групп немецких исследователей в действительности принадлежали эти образцы.