Ученые разработали способ измерения радиационного излучения неизвестного состава

Идею ученые придумали во время работы на Большом адронном коллайдере

ТАСС, 11 августа. Российские ученые разработали и запатентовали новый способ измерения интенсивности радиационного излучения неизвестного состава от любых источников радиации, позволяющий проводить измерения непосредственно во время облучения. Об этом пишет пресс-служба Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ).

"Способ заключается в пропускании радиационного излучения через как минимум два детектора и систему обработки. Детектирование производится во время облучения. Детекторы имеют чувствительные элементы разного объема. При помощи системы обработки, включающей микроконтроллер, по соотношению скоростей счета в разных детекторах определяют суммарную интенсивность радиационного излучения и соотношение вкладов заряженных и нейтральных компонент в измеряемом радиационном излучении", – говорится в сообщении.

Существует достаточно много способов и устройств, позволяющих измерять либо суммарный поток и дозу от источника радиации или отдельные составляющие части этого излучения. При этом для измерения доз нейтронного излучения используются в основном пассивные системы обнаружения. Такие системы, как пишут авторы разработки, способны определять дозы с достаточной точностью, но только для ограниченных энергетических диапазонов нейтронного излучения.

Кроме того, данные с этих систем анализируются только спустя время и после того, как детектор поступает в специальную измерительную лабораторию. В результате чрезмерное облучение обнаруживается, как правило, спустя заметное время. Разработка российских ученых решает обе этих задачи – определяет доли заряженных и нейтральных частиц в составе излучения от любых источников радиации, а также позволяет делать это непосредственно во время облучения.

"Идея появилась во время обработки данных от созданной в ОИЯИ системы мониторирования радиационного фона в шахте АТЛАС–GaAsPix (детектора Большого адронного коллайдера). В ней использовались пиксельные полупроводниковые детекторы разной толщины с сенсорами из GaAs – 1 мм и 0,5 мм. Из этого и появилась мысль использовать эту разнотолщинность для измерения соотношения заряженных и нейтральных компонент в радиационном фоне неизвестного состава", – рассказал один из авторов разработки, ведущий научный сотрудник ОИЯИ Георгий Шелков.

По его словам, потенциально на основе нового способа измерения могут быть созданы приборы, в том числе портативные, для дозиметрии и других сфер применения.