Пересадка микрофлоры молодых мышей улучшила память пожилых грызунов

Старые мыши после пересадки микрофлоры молодых находили выход из лабиринта гораздо успешнее, чем до нее

ТАСС, 9 августа. Молекулярные биологи обнаружили, что память пожилых мышей может улучшаться, если очистить их кишечник от микробов и пересадить им экскременты молодых особей вместе с их микрофлорой. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature Aging.

"Пересадка микрофлоры нормализовала работу иммунных клеток мозга и периферийной нервной системы, а также подавила возрастные изменения в метаболизме нейронов гиппокампа. Кроме того, микробиота молодых мышей частично избавила пожилых грызунов от некоторых старческих когнитивных нарушений", – пишут исследователи.

Бактерий, грибков и других представителей микрофлоры в организме человека примерно в десять раз больше, чем клеток. Долгое время ученые считали, что состав микрофлоры влияет в основном только на обмен веществ, однако наблюдения последних лет указали, что состав микрофлоры может влиять на вероятность рака, а также на поведение людей и животных.

В частности, в середине прошлого десятилетия биологи из США обнаружили, что трансплантация "здоровой" микрофлоры помогает грызунам, страдающим от ожирения, похудеть. Кроме того, они выяснили, что жирная пища помогает размножаться микробам кишечника, которые ускоряют ожирение и рак прямой кишки.

Биологи под руководством профессора Университетского колледжа Корка (Ирландия) Джона Крайана выяснили, что микрофлора играет важную роль в возрастных изменениях работы мозга и памяти млекопитающих. К такому выводу ученые пришли в ходе экспериментов по трансплантации микрофлоры между грызунами разных возрастов.

В ходе исследования Крайан и его коллеги наблюдали, как меняется поведение и работа мозга престарелых мышей, в кишечник которых пересаживали микробы из пищеварительной системы их сверстников или молодых грызунов возрастом в 3-4 месяца.

Также имплантация микрофлоры юных мышей заметным образом повлияла на работу мозга и поведение их престарелых сородичей.  В частности, ученые обнаружили, что эта процедура нормализовала работу иммунных клеток мозга и периферической нервной системы. Также после этого количество воспалений в клетках стало меньше.

Пересадка микрофлоры ускорила формирование новых нервных клеток в гиппокампе – центре памяти млекопитающих, а также нормализовала обмен веществ его нейронов и вспомогательных клеток нервной системы. Биологи предполагают, что благодаря всем этим изменениям память и другие умственные способности у преклонных грызунов улучшились.

В частности, Крайан и его коллеги обнаружили, что пожилые грызуны с пересаженной микрофлорой находили выход из лабиринта почти столь же быстро, как и их молодые сородичи. Вдобавок, они чаще и быстрее запоминали положение новых объектов в их клетках и меньше волновались в незнакомой обстановке, чем престарелые мыши с характерной для них микробиотой.

Подобные результаты опытов, как считают ученые, свидетельствуют в пользу того, что возрастные изменения в видовом составе микрофлоры оказывают серьезное влияние на то, как протекает процесс старения всего тела в целом и мозга в частности. Дальнейшее изучение этих перемен, как надеются ученые, поможет создать новые способы борьбы с угасанием памяти и ума в преклонные годы жизни.