ТАСС, 29 июля. Российские нейрофизиологи выяснили, что готовность человека наказывать эгоистов напрямую зависит от силы связей между двумя областями мозга – дорсолатеральной префронтальной корой и височно-теменным узлом. Результаты исследования опубликовал научный журнал Neuroscience, кратко об этом пишет пресс-служба НИУ ВШЭ.

"На протяжении десяти лет нейрофизиологи безуспешно пытались выяснить, как работает система альтруистических наказаний, критически важная для поддержания социальных норм. Мы впервые изучили при помощи ЭЭГ то, как связаны между собой готовность человека наказывать эгоистов и активность мозга", – пишут исследователи.
Различные проявления альтруизма, в том числе готовность помогать неродственным индивидам и наказывать людей, которые нарушают социальные нормы, считаются одним из ключевых факторов человеческой эволюции. Эта особенность поведения стала основой для зарождения современного общества, системы права и других отличительных черт цивилизации.
Группа российских ученых под руководством Оксаны Зинченко из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ выяснила один из ключевых нейрофизиологических механизмов, отвечающих за работу этой способности человека. Они открыли цепочку нейронов, связывающую два региона мозга, которые участвуют в определении того, насколько строгим будет альтруистическое наказание.
Эти области мозга, дорсолатеральная префронтальная кора и височно-теменной узел, достаточно давно связывают с социальным поведением человека. Наблюдения последних лет показывают, что первый участок напрямую отвечает за принятие решений о наказании окружающих, а второй оценивает степень вины и умышленность действий других людей.
В ходе исследования ученые наблюдали за активностью нервной системы 17 добровольцев, которые играли в сетевую социально-экономическую игру "Диктатор". В ее рамках один из ее участников получает некоторую сумму денег и право распределить ее между всеми игроками.
Участники игры получают возможность стать своеобразным "третейскими судьей", который оценивает справедливость действий "диктатора" и обладает возможностью оштрафовать его за несправедливые решения. Для этого, однако, он должен заплатить некоторую сумму, которая впоследствии удваивается и вычитается из капитала, накопленного "диктатором".
Секрет эксперимента заключался в том, что "диктатора" на самом деле не существовало. Все его действия были запрограммированы заранее, и участники эксперимента реагировали не на поступки реального человека, а на работу компьютерной программы. Благодаря этому можно было оценить, как добровольцы вели себя в идентичных ситуациях и сопоставить активность их мозга.
Оказалось, что готовность добровольцев альтруистически наказывать окружающих зависела от того, насколько активной была одна из цепочек нейронов, связывающих префронтальную кору и височно-теменной узел. Чем выше была сила этой связи, тем меньше денег "третейский судья" тратил на то, чтобы наказать программу за несправедливые решения.
Зинченко и ее коллеги надеются, что в дальнейших исследованиях смогут определить, как именно работает эта цепочка нейронов и что заставляет людей смягчать наказание. Сейчас ученые предполагают, что это может быть связано с тем, что уровень ее активности отражает склонность человека к накоплению доказательств вины. Последующие исследования могут подтвердить эту гипотезу, подытожили исследователи.