Теорию об отсутствии различий в соотношении длин пальцев мужчин и женщин опровергли

Об этом говорит масштабное исследование на людях из Европы, Африки и Азии

ТАСС, 7 июля. Российские ученые опровергли теорию, которая ставит под сомнение половые различия в соотношении длин указательного и безымянного пальцев у мужчин и женщин, которые обусловлены действием гормонов на зародыш. Результаты исследования опубликовал научный журнал Scientific Reports, кратко об этом пишет пресс-служба Высшей школы экономики.

Обыватели достаточно давно заметили, что у мужчин безымянный палец на руке чаще всего длиннее указательного, а у женщин – короче или такой же длины. Этот факт пытались объяснить по-разному: например, связывали это с разделением труда между мужчинами и женщинами у древних охотников и собирателей.

Современные ученые предполагают, что половые различия в соотношении длин пальцев связаны с тем, как половые горомоны – андрогены и эстрогены – действуют на плод в утробе матери. Другие исследователи считают, что эта особенность анатомии носит случайный или негормональный характер.

Российские ученые под руководством Марии Бутовской из НИУ ВШЭ усомнились в справедливости одной из подобных теорий, которая отрицает половой характер этих различий. Согласно этой теории, различие в длине пальцев у мужчин и женщин связано с неравномерным ростом костей пальцев у представителей разных полов в детстве и юности. В результате у мужчин в среднем пальцы более длинные.

Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи собрали данные об устройстве кистей для примерно 7,5 тыс. человек разного возраста, среди которых были выходцы из Европы, Африки и Азии. Исследователи сравнили типичную длину пальцев для мужчин и женщин в каждой популяции с тем, как соотносились длины их указательного и безымянного пальцев.

В своем исследовании Бутовская и ее коллеги исходили из простого соображения. Если условия роста пальцев мужчин и женщин влияет на соотношение длин указательного и безымянного пальцев, то между этими показателями будет существовать статистическая связь, причем для выходцев из всех трех регионов она будет примерно одинакова.

Измерения показали, что типичная длина пальцев мужчин и женщин из России, Армении и Танзании заметно отличалась. При этом для разных возрастных групп она сильно менялась. А соотношение длин указательного и безымянного пальцев для всех представителей обоих полов было примерно одинаковым.

В частности, ученые обнаружили, что у мальчиков и девочек до 13 лет средняя длина пальцев была примерно одинаковой, в то время как различия в соотношении длин второго и четвертого пальца уже были выражены. Поэтому Бутовская и ее коллеги считают, что альтернативная теория неверна и различия в соотношении длины пальцев у мужчин и женщин все же носят гормональную и половую природу.