Ученые уточнили дату появления человека в районе Нижней Оби

По словам старшего научного сотрудника ИАЭТ СО РАН Ивана Зольникова, найденные в районе заброшенного поселка Кушеват в ЯНАО человеческие кости относятся к интервалу 35-45 тыс. лет назад

НОВОСИБИРСК, 7 июля. /ТАСС/. В ходе раскопок на памятнике Кушеват в Ямало-Ненецком автономном округе российские ученые нашли кости возрастом 35-45 тыс. лет. Таким образом исследователи определили дату первого появления человека на слабо изученной территории Нижней Оби, рассказал ТАСС старший научный сотрудник Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН Иван Зольников.

"Результаты работ позволили существенно "удревнить" дату первого появления человека в приполярных районах западной части Западно-Сибирской равнины и отодвинуть границу ее заселения на 200 км к северу. Таким образом, Обь стала одной из последних крупных сибирских рек, где в северных широтах были обнаружены свидетельства присутствия носителей культуры ранних этапов верхнего палеолита", - сообщил ученый.

В 2020 году ученые обнаружили новое палеолитическое местонахождение в районе заброшенного поселка Кушеват в Ямало-Ненецком автономном округе. Ученые обнаружили множество оленьих костей, костей мамонтов и фрагмент нижней челюсти бизона. В настоящее время проводится радиоуглеродное датирование данных фрагментов, однако, согласно ранее полученным данным можно сделать вывод, что данные находки относятся к интервалу 35-45 тыс. лет назад.

Кроме того, на оленьем роге ученые обнаружили следы, свидетельствующие о деятельности человека. "Возраст костеносного слоя позволяет считать Кушеват наиболее древним и северным памятником палеолита, известным в низовьях Оби в настоящее время", - отметил ученый.

На этой территории встречались и более древние находки со следами деятельности человека. В 2019 году ученые исследовали два крупных бивня мамонта, находящиеся в Шурышкарском музейном комплексе в деревне Мужи. Они были датированы 45 тыс. лет назад, однако поскольку они были найдены не в культурном слое, однозначно сказать, что они относятся к данному периоду, нельзя.

Отмечается, что данный памятник пока малоизучен, однако его обнаружение является значимым событием. Ученые надеются, что он поможет в изучении ранних этапов истории приполярных районов Сибири, а также позволит найти новые стоянки каменного века.