Воды в облаках Венеры оказалось слишком мало для зарождения жизни

А вот в юпитерианских облаках живые организмы существовать могут, считают исследователи
Венера Public domain via Wikimedia Commons
Описание
Венера
© Public domain via Wikimedia Commons

ТАСС, 28 июня. Измерение концентрации воды в венерианских облаках позволило ученым сделать вывод, что воды в атмосфере планеты недостаточно для существования даже самых стойких форм жизни земного типа. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature Astronomy.

Вопросом о том, есть ли жизнь на Венере, захватывает ученых уже давно. Интерес к этой теме подогрелся в конце сентября прошлого года, когда британские и американские планетологи заявили, что нашли в атмосфере планеты фосфин – соединение фосфора и водорода.

Этот газ по своей природе нестабилен: на Земле он возникает только в результате процессов, связанных с живыми организмами. Поэтому ученые предположили, что венерианский фосфин тоже связан с жизнью. В пользу этого также говорит и то, что в тех же облаках ученые нашли намеки на существование сложных соединений, которые по спектральным свойствам похожи на белки.

Впоследствии некоторые астрономы усомнились, что фосфин в атмосфере Венеры действительно был, а другие ученые попытались повторно найти его следы. Пока сделать этого не удалось, поэтому ученые склоняются в сторону того, что его открытие было результатом случайных помех или ошибок при измерениях.

Джон Холлсворт из Университета Королевы (Белфаст) и его коллеги подошли к поискам венерианской жизни с другой стороны. Они не стали повторно обрабатывать данные их коллег, а попытались оценить, как много в венерианских облаках Венеры, где были предположительно найдены следы фосфина, воды.

По словам ученых, вода критически важна для жизни всех земных организмов, в том числе самых неприхотливых микробов-экстремофилов. Недавно британские биологи определили минимальную концентрацию воды в атмосфере и в растворах, которую могут выдержать самые живучие виды земных бактерий и архей.

Поэтому Холлсворт и его коллеги решили, что могут оценить вероятность существования жизни земного типа на Венере. Для этого нужно будет точно измерить концентрацию воды в облаках планеты. Чтобы сделать это, ученые воспользовались данными по давлению, температуре и другим свойствам разных слоев атмосферы Венеры, которые собирали советские зонды "Венера-11", "Венера-13" и "Венера-14", а также некоторые наземные телескопы.

Анализ этих данных указал, что облака Венеры необычно сухи – концентрация воды в них была в несколько сотен раз меньше, чем было нужно для существования жизни. Аналогичные расчеты для Марса показывают, что доля воды в его почве вряд ли превышает этот минимальный показатель. Это уменьшает шансы на открытие жизни на этой планете, считают исследователи.

"Удивительно, но подходящие условия для жизни существуют на совсем другой планете Солнечной системы. Наши расчеты показывают, что воды для существования живых организмов достаточно в облаках в верхних слоях атмосферы Юпитера. Мы надеемся, что миссии, которые в будущем отправятся к Юпитеру, позволят найти ответ на этот вопрос", – подытожил Холлсворт.