Ученые получили наноструктуры для одновременной диагностики и лечения заболеваний

Подобные структуры можно использовать, например, в фототермической терапии

ТАСС, 22 июня. Ученые из России и Израиля придумали, как создавать наноматериалы с возможностью управления ими в особом диапазоне – "окне прозрачности" биотканей. Полученные структуры могут быть использованы для доставки лекарств и диагностики заболеваний, пишет пресс-служба МГУ им. Ломоносова. Результаты исследования опубликовал научный журнал Advanced Materials.

"Сотрудники научной школы МГУ "Фотонные и квантовые технологии. Цифровая медицина" в составе международной группы исследователей предложили метод создания метаматериалов с перестраиваемыми резонансно-оптическими свойствами в области "окна прозрачности" биотканей. Полученные наноструктуры обладают высокой биосовместимостью и могут быть использованы для фототермической терапии, фотоакустической томографии, биоимиджинга и доставки лекарств", – говорится в сообщении.

В работе ученые использовали новый подход для контролируемой имплантации золотых наночастиц в пористые сферы из карбоната кальция (ватерита). В результате удалось получить мезоскопический метаматериал, резонансные свойства которого можно перестраивать в широком спектральном диапазоне – для этого необходимо лишь изменять загрузку пористых ватеритных сфер золотом.

Исследователи продемонстрировали, что частицы "золотого ватерита" обеспечивают эффективный локальный нагрев при лазерном облучении в окне прозрачности биологических тканей. В настоящее время авторы работы тестируют созданный материал при физиологических условиях для гипертермии клеток и управления самосборкой белковых молекул и пептидов.

"Учитывая возможность настраивать спектральные свойства наших частиц и загружать в них различные молекулы - например, флуоресцентные метки для 3D-визуализации или лекарства, - мы полагаем, что они могут стать удобной системой для тераностики (подход в медицине, заключающийся в комплексном решении проблем путем создания препаратов, которые являются одновременно и терапевтическим агентом и средством ранней диагностики)", – сказал один из авторов работы, старший научный сотрудник МГУ Евгений Ширшин.