На основе шелка создали клей, который сохраняет свои свойства в воде

При этом ученые вдохновлялись биссусом – клейким веществом, с помощью которого некоторые моллюски прикрепляются к днищу кораблей или скалам

ТАСС, 3 июня. Химики создали на основе шелка клей, который по составу похож на молекулы белков, которые мидии и морские уточки используют, чтобы прикрепляться к скалам и кораблям. Благодаря этому клей сохраняет свои свойства даже в воде. Описание разработки опубликовал научный журнал Advanced Science.

Ученые давно пытаются воспроизвести природные материалы, которые превосходят рукотворные по многим параметрам, – например, сделанный из паутины шелк гораздо прочнее стали. Профессор Университета Тафтса Фьоренцо Оменетто и его коллеги разработали аналог клейкого вещества, с помощью которого моллюски прикрепляются к днищу кораблей или скалам, – биссуса. Ученые заметили, что по структуре белковых нитей, из которых он состоит, биссус очень похож на шелк. Поэтому попытались модифицировать структуру шелка, чтобы превратить его в аналог биссуса.

Добиться этого оказалось достаточно легко: для этого ученые подготовили раствор из белковых компонентов шелка и смешали его с полидофамином – полимерной версией гормона дофамина. Дело в том, что его молекулы могут активно соединяться с шелковыми нитями и склеивать друг с другом, если в растворе присутствуют атомы кислорода, хлора и железа.

Химики создали несколько версий этого состава. Чтобы проверить его свойства, они собрали с его помощью модель самолета и склеили несколько пластиковых деталей на открытом воздухе и под водой. Вещество получилось очень клейким как в воздухе, так и в водной среде.

Для сцепления двух деталей нужно было лишь несколько миллиграмм клея. Это в сотни раз меньше, чем в случае эпоксида, акрилового клея или других синтетических клейких составов. Ученые надеются, что благодаря всем преимуществам этот клей начнут использовать в быту и промышленности уже в ближайшие годы.