Ученые СибГУ применят искусственный интеллект для защиты тайги от вредителей

При успешной реализации проекта будет разработана система мониторинга и прогнозирования роста популяций основных вредителей сибирского леса

МОСКВА, 31 мая. /ТАСС/. Искусственный интеллект будет использован для проведения мониторинга сибирского леса и других экосистем для защиты от вредителей. Об этом сообщили ТАСС в понедельник в пресс-службе Сибирского государственного университета науки и технологий (СибГУ) имени академика М. Ф. Решетнева.

"На сегодняшний день коллективом лаборатории "Защита леса" собраны исходные данные для построения модели прогноза изменения численности насекомых-вредителей, в частности сибирского шелкопряда. Для создания модели планируется экспериментальное применение искусственного интеллекта. При успешной реализации нашего проекта будет разработана система мониторинга и прогнозирования роста популяций основных вредителей сибирского леса с целью раннего обнаружения и эффективной борьбы", - заявил заведующий кафедрой лесоводства, охраны и защиты леса Павел Михайлов, чьи слова приводятся в сообщении.

По его словам, в Красноярском крае в последнее десятилетие сибирский шелкопряд уничтожил десятки тысяч гектор тайги. При этом поврежденный лес на площади более 800 тысяч гектар при создании засушливых условий является местом высокой вероятности возникновения катастрофических пожаров. Дополнительную угрозу представляют чужеродные виды, распространяющиеся в тайге в связи с потеплением климата. Одним из таких вредителей является уссурийский короед, переместившийся с Дальнего Востока. Также угрозу представляет союзный короед, повреждающий ценные кедровые леса.

"Сотрудники нашей лаборатории как раз занимаются исследованием наиболее опасных для экономики региона вредных насекомых и грибов, а также разработкой биологических методов контроля их численности. Определены и отработаны новые методы биологической борьбы с вредителями с использованием естественных врагов, бактерий и вирусов, а также подготовлены научно обоснованные предложения по повышению устойчивости лесов для внедрения в систему лесного хозяйства России", - добавил ученый.

Кроме того, как отметил Михайлов, существует недостаток достоверной и регулярно обновляемой информации о лесных ресурсах. Государственный лесной реестр содержит устаревшие и смещенные данные, погрешность которых неизвестна. В этой связи университет планирует создание геоинформационной системы лесов Красноярского края с различными тематическими слоями, в том числе со слоем актуальной карты лесов.

Университет вошел в число участников климатического научно-образовательного центра "Енисейская Сибирь" в Красноярском крае. Он занимается в проекте лесным хозяйством, лесовосстановлением, мониторингом, в том числе спутниковым. Предполагается, что центр войдет в федеральную научно-техническую программу экологического развития России до 2030 года, будет участвовать в создании и реализации федеральных проектов "Чистый воздух" и "Сохранение лесов".