Российские ученые выяснили механизм воспроизводства ДНК в раковых клетках

Он происходит в ускоренном режиме

ТАСС, 22 апреля. Российские ученые исследовали особенности восстановления ДНК в раковых клетках. Оказалось, что этот процесс протекает в них в ускоренном режиме, а также не действует механизм "контроля качества" при синтезе ДНК. Результаты исследования опубликовал научный журнал Heliyon, кратко об этом пишет пресс-служба Московского физико-технического института (МФТИ).

С точки зрения механизмов восстановления ДНК поведение раковых клеток парадоксально. С одной стороны, в их ДНК часто встречаются мутации и разные перестройки. Но с другой именно благодаря активации механизмов восстановления ДНК они могут выжить после лучевой терапии и химиотерапии и вызвать рецидив заболевания.

"На экспериментальном массиве тканей щитовидной железы мы впервые исследовали тотальные профили активности всех известных репарационных путей: при раке, при доброкачественных опухолях и в образцах здоровой ткани. Мы обнаружили очень интересную закономерность: почти для всех репарационных путей наблюдалось значительное повышение уровня активности в ряду "норма – доброкачественная опухоль – рак", – рас Марианна Золотовская, научный сотрудник МФТИ и один из авторов исследования.

Тогда ученые решили исследовать все имеющиеся в открытом доступе данные для нескольких десятков тысяч образцов разных видов рака. И обнаружили ту же картину, что и для рака щитовидки: в образцах были активированы все пути репарации, но с одним важным исключением. Противоположным образом вели себя пути, которые как бы "контролировали качество" синтезированной ДНК непосредственно перед началом клеточного деления. В норме именно эти пути заставляют клетку либо "починить" ДНК, либо, если она не справилась, умереть.

Оказалось, что в опухолевых клетках все работает иначе: клетка синтезирует ДНК и делится в усиленном режиме, также усиленно работают и базовые системы восстановления, чтобы хоть как-то сохранить хромосомную организацию ДНК и в то же время выдержать этот противоестественно высокий темп.

"А вот механизмы "контроля качества" ДНК оказываются уже не нужны – иначе всем новым раковым клеткам пришлось бы просто умереть. Именно это и показали наши исследования, тем самым объяснив известный парадокс ДНК-репарации в опухолях", – пояснил еще один автор исследования, сотрудник МФТИ Антон Буздин.