Потепление Байкала связали с угрозой для эндемичных рачков-бокоплавов

Они привержены холодной воде в гораздо большей степени, чем их пришлые конкуренты

ТАСС, 23 марта. Биологи выяснили, что повышение температуры озера Байкал помогает пришлым рачкам вытеснять эндемичные виды. Это необходимо учитывать, чтобы сохранить уникальные экосистемы, пишет пресс-служба Российского научного фонда. Результаты исследования опубликовал научный журнал Scientific Reports.

"Для нас, людей, живущих на берегах Байкала, важно знать и понимать, где и какие виды, какие сообщества падут первыми под натиском глобальных климатических изменений. Как минимум для того, чтобы своей антропогенной деятельностью дополнительно не усиливать эти процессы", – рассказал один из авторов исследования, директор Научно-исследовательского института биологии ИГУ Максим Тимофеев.

Биологи уже несколько лет изучают особенности энергетического метаболизма (обмена веществ для получения энергии) ключевых видов байкальских рачков-бокоплавов (Amphipoda). Это самая большая и разнообразная группа видов в Байкале (350 видов и подвидов), которая полностью состоит из эндемиков. Ее давно используют как модельную систему для экологических и эволюционных исследований.

Энергетический метаболизм – ключевой процесс для живых организмов. Он во многом определяет температурные предпочтения для холоднокровных животных. Большинство современных байкальских эндемиков возникло в озере, когда оно уже было очень холодным. Поэтому в ходе своего развития байкальские эндемики выработали специфические клеточные и биохимические адаптации к этим низким температурам.

В новой работе исследовали из России и Германии выяснили, что температура влияет на активность ферментов обмена веществ рачков. У теплолюбивых активность возрастает с ростом температуры, а у холодолюбивых при температуре выше 15 °С она снижается. Поэтому байкальским эндемичным рачкам хорошо в холодной воде (заметно лучше, чем видам-вселенцам). И поэтому же продолжающийся рост температуры воды Байкала может негативно отразиться на их жизнедеятельности.

Ученые добавляют, что наибольшие риски относятся к температурному режиму мелководной прибрежной зоны озера. В последние годы учащаются случаи значительного прогрева вод и наблюдается рост средних температур на этих участках. Это может вызвать более частые и более массовые миграции доминирующих холодолюбивых эндемичных видов, что, в свою очередь, освободит экологические ниши для вселения видов уже небайкальского происхождения и потенциально может привести к значительной перестройке характера прибрежных сообществ озера.