Выпускники из России и Китая уступили американцам в умении критически мыслить
Но выпускников из Индии при этом превзошли
ТАСС, 2 марта. Ученые обнаружили, что по уровню критического мышления выпускники естественно-научных вузов России и Китая сопоставимы. В этом отношении они уступают сверстникам из США и превосходят учащихся из Индии. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature Human Behaviour, кратко об этом пишет пресс-служба НИУ ВШЭ.
"Студенты в китайских вузах имеют крайне высокий уровень подготовки на входе, однако в процессе обучения в университетах этот уровень снижается. Возможное объяснение заключается в особенностях организации учебного процесса в Китае, где основной акцент делается на лекционных занятиях, а преподаватели не столь требовательны, как в России и Индии", – рассказал один из авторов работы, научный сотрудник Калифорнийского университета в Беркли (США) Игорь Чириков.
Способность критически мыслить, делать самостоятельные суждения и корректировать свои собственные ошибки, используя логику, факты и данные, традиционно считается одним из важнейших навыков для инженеров, технических специалистов и ученых. Приобретение подобных навыков – одна из самых сложных и важных задач для системы высшего образования.
Ученые давно пытаются сравнить, насколько успешно справляются с этой задачей университеты разных стран мира. Однако этому мешало то, что местные особенности работы систем образования и национального менталитета мешали прямому сравнению.
Год назад специалисты из ВШЭ, Стэнфордского университета и других американских, китайских и индийских вузов выработали общий набор критериев и создали набор тестов, с помощью которых стало возможно сравнить успеваемость и навыки студентов, которые обучаются на IT-специалистов. Используя схожий подход, авторы новой работы подготовили новый набор тестов, расширив его на все естественно-научные дисциплины.
Ученые провели серию опросов и испытаний среди 30 тысяч студентов и бакалавров последнего курса, которые учились на факультетах, связанных с физикой, математикой и другими естественными науками. Их проводили в трех десятках российских вузов, а также среди студентов из Китая, Индии и США на трех разных этапах обучения.
Оказалось, что в начале учебы российские студенты уступают китайским в математике и физике, но опережают студентов из Индии по математике. При этом за два года обучения разрыв между россиянами и китайцами сокращается, однако и индийские студенты догоняют российских по математике.
У российских студентов оказался не самый высокий уровень критического мышления. На первых курсах российские студенты-инженеры опережали в этом отношении индийских сверстников, но уступали китайским студентам. Догнать их российские участники исследования смогли только на старших курсах. При этом сверстникам из США в этом отношении уступают студенты из всех трех стран.
Ученые надеются, что результаты исследования помогут образовательной системе России и других стран скорректировать себя и улучшить программы работы вузов таким образом, что они будут эффективнее помогать студентам в развитии их способностей по анализу поступающей информации, принятию решений и самостоятельной корректировке ошибок.