Физики обнаружили, что поляритоны могут образовывать "искусственные молекулы"

Это открывает дорогу для создания очень быстрых устройств на основе этих квазичастиц

ТАСС, 1 марта. Ученые выяснили, что поляритоны – квазичастицы, которые ведут себя и как волна, и как частица, – могут образовывать структуры, по своему поведению напоминающие молекулы. Это открывают путь к созданию новых очень быстрых поляритонных устройств, пишет пресс-служба Сколковского института науки и технологий. Результаты исследования опубликовал научный журнал Physical Review B Letters.

Поляритоном называют квантовую частицу, которая состоит из фотона и экситона. Благодаря этому на основе поляритонов можно создавать новое поколение устройств. В новой работе ученые показали, что геометрически связанные поляритонные конденсаты из полупроводниковых устройств могут моделировать молекулы с различными свойствами.

"Мы обнаружили, что такие состояния могут принимать самые разные формы, которыми можно управлять, настраивая отдельные физические параметры системы. Мы сделали предположение о существовании "искусственных поляритонных молекул" и предложили исследовать возможности их использования в квантовых информационных системах", – рассказал один из авторов работы, научный сотрудник Кембриджского университета Александр Джонстон.

Ученые считают, что их открытие также может стать основой для создания поляритонной логической системы, которая использует не ноль и единицу как в классических вычислениях, а более широкий набор дискретных состояний.

"С помощью такой логики можно было бы создавать поляритонные устройства с существенно более низким уровнем рассеивания мощности по сравнению с традиционными методами, причем работающие на несколько порядков быстрее", – пояснила Наталья Берлофф, профессор Сколковского института науки и технологий и Кембриджского университета, еще один автор работы.