Обнаружили новый подход по созданию "наноскальпеля" для хирургии рака

Согласно исследованию, метод помогает вводить пациенту раствор наночастиц, направлять их активность с помощью магнитного поля и регулировать уничтожение раковых клеток "наноскальпелями"

МОСКВА, 10 февраля. /ТАСС/. Сотрудники Сибирского федерального университета (СФУ) с коллегами исследовали нанодиски из никеля с золотым покрытием, способные избирательно повреждать раковые клетки непосредственно в организме человека под воздействием магнитного поля. На их основе можно создать управляемые "наноскальпели" для клеточной хирургии опухолей, сообщила ТАСС в среду пресс-служба Министерства науки и высшего образования России.

"Одно из самых перспективных направлений в современной медицине - использование ферромагнитных наночастиц в неинвазивной клеточной хирургии злокачественных опухолей. Суть в том, чтобы ввести пациенту раствор таких частиц, а затем, направляя их активность с помощью магнитного поля, регулировать уничтожение раковых клеток этими "наноскальпелями". Огромным преимуществом такого метода будет адресное уничтожение опухоли без повреждения здоровых тканей", - сказал доцент кафедры общей физики СФУ Роман Руденко, слова которого приводятся в сообщении.

Сложность использования нанодисков заключается в том, что эти частицы, обладая собственным магнитным моментом, собираются в крупные образования. Это делает недостаточно эффективным использование подобных систем в медицине.

В новой работе ученые из СФУ, Института физики им. Киренского СО РАН, Красноярского государственного педагогического университета и Красноярского государственного медицинского университета исследовали нанодиски, которые представляют собой сердечник из ферромагнетика (никеля), "обернутый" в гипоаллергенное золотое покрытие. Такое покрытие способно удерживать аптамеры - искусственные молекулы на основе коротких цепочек ДНК или РНК. Аптамер позволяет нанодиску прикрепляться к опухолевой клетке и разрушать ее в переменном магнитном поле.

Эффективность "наноскальпеля", как отмечают авторы работы, повышается за счет увеличения магнитного момента наночастиц. Но такое увеличение, как раз и вызывает нежелательное "слипание" наночастиц в процессе приготовления суспензии. Чтобы нанодиски не слипались, ученые предложили способ управления магнитным моментом при помощи механических напряжений в самом нанодиске.

"Теоретический анализ, проведенный учеными, позволяет предположить, что пленочные никелевые нанодиски с двусторонним золотым покрытием являются наиболее перспективными кандидатами на роль "наноскальпелей" в клеточной хирургии опухолей и, вероятно, будут эффективным средством визуализации пораженных клеток", - добавили в министерстве.