Выявлены особенности формирования 3D-генома для поиска новых путей борьбы с раком

Как выяснили ученые, механизм формирования 3D-генома в живых клетках допускает существенные вариации конечного результата

ТАСС, 9 февраля. Ученые обнаружили закономерности создания пространственной модели ДНК (3D-геном) в клетках мух-дрозофил, которые помогут лучше понять причины развития онкологических заболеваний. Об этом пишет пресс-служба МГУ им. Ломоносова.

"[Авторы выяснили], что механизм формирования 3D-генома <…> в живых клетках допускает существенные вариации конечного результата, из-за чего пространственная конфигурация генома не может быть точно предсказана на основании только знаний о компактизации (упаковки в клеточном ядре) молекулы ДНК. <…> [Работа] поможет понять природу различных заболеваний, в том числе - онкологических, связанных с нарушением координированной работы генов", - говорится в сообщении.

Участники научной работы смогли уточнить роль случайных (стохастических) процессов в пространственной организации ДНК. Изучая геном мух-дрозофил, они обратили внимание на организацию хроматина в ядре клетки и присутствие в разных клетках топологически ассоциированных доменов (TADs) - участков ДНК, содержащих несколько взаимосвязанных генов.

При помощи моделирования на суперкомпьютере МГУ "Ломоносов-2" авторы выяснили, что более 40% границ этих доменов присутствуют в ядрах разных клеток. Ученые также получили новые данные об упаковке хроматина - процесс его сворачивания внутри TADs подходил под описание модели случайного блуждания - последовательности случайных шагов в пространстве. При этом на более длинных дистанциях упаковка хроматина носила фрактальный характер.

"Раскрытие механизмов формирования TADs и оценка их стабильности чрезвычайно важны для того, чтобы понять, насколько часто может происходить случайная активация различных генов, в том числе - онкогенов", - считает член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой молекулярной биологии биологического факультеты МГУ Сергей Разин, чьи слова приводятся в сообщении.

В работе также приняли участие представители Института биологии гена РАН и Сколковского института науки и технологий. Результаты исследования опубликованы в британском научном журнале Nature Communications.