Весной 2020 года количество передозировок опиатами в США увеличилось на 42%

Ученые считают, что поэтому необходимо продолжить разработку вакцин против опиатов

ТАСС, 31 декабря. Во время весеннего пика эпидемии COVID-19 количество передозировок опиатами в США увеличилось на 42%, пишут ученые в научном журнале JAMA Psychiatry.

"Мы ожидали, что меры по борьбе с COVID-19 помешают рынкам сбыта наркотиков, помогут наркозависимым получать доступ к медицинским услугам и помешают доставать опиаты. В реальности количество передозировок фентанилом экспоненциально росло на протяжении всей первой половины 2020 года", – пишут ученые.

По структуре фентанил, героин и другие опиаты похожи на эндорфины – гормоны, которые в человеческом мозге управляют центром удовольствия. Попадая в организм, опиаты соединяются с теми же нервными клетками, что и гормоны. В результате люди или животные испытывают мощнейший всплеск удовольствия.

Из-за этого сходства ученые долго не могли создать вакцины, которые могут научить иммунитет распознавать наркотики и нейтрализовать их, не уничтожая при этом гормоны. Первые подобные препараты американские ученые создали только в начале прошлого века, соединив молекулы опиатов и продуктов их метаболизма с токсинами разных бактерий или же покрыв ими наночастицы.

Первые опыты на крысах показали, что иммунные клетки хорошо распознают подобные препараты. В результате те постепенно начинают уничтожать молекулы героина и его производных еще до того, как те успеют проникнуть в мозг. Несмотря на это разработку вакцин от опиатной зависимости практически полностью остановили.

Одной из причин было то, что коммерческие компании не заинтересовались такими препаратами, так как они вряд ли смогут принести большую прибыль. Кроме того, власти Соединенных Штатов и других государств поддерживают такие исследования на минимальном уровне, несмотря на то, что разработка ведется уже более 50 лет.

По словам наркологов, отсутствие вакцин стало одной из причин того, что во время пандемии COVID-19 количество смертей от передозировок фентанила в некоторых неблагополучных регионах США увеличилось на 50%. В масштабе всей страны в первую половину года наркозависимые стали попадать в реанимацию почти в два раза чаще, чем раньше.

Исследователи надеются, что этот резкий всплеск привлечет внимание общества, государства и фармацевтических компаний к этой проблеме и заставит их относиться к ней более серьезно. В результате должны появиться первые полноценные вакцины от опиатной зависимости.