Российские ученые изучат процессы биологического выветривания горных пород в Арктике

Исследования будут проводиться в пределах Анадырского плоскогорья Чукотского автономного округа

ЯКУТСК, 30 декабря. /ТАСС/. Команда ученых из Северо-Восточного федерального университета намерена реализовать в 2022 году научный проект по выявлению особенностей биогеохимического выветривания горных пород Арктики северо-востока России. Исследования посвящены вопросам стабилизации климата планеты и могут быть использованы в целях охраны окружающей среды, рассказал ТАСС заведующий российско-германской лаборатории по изучению экологического состояния Арктики университета Руслан Городничев.

Как считают ученые, новым решением проблемы глобального изменения климата могут стать исследования стабилизирующих климат факторов, в том числе выветривание горных пород. Особенно большую ценность в этом вопросе представляют арктические области, для которых изменение климата происходит с наиболее высокими темпами, и которые ввиду своей повышенной чувствительности претерпевают наиболее сильные метаморфозы. Расположенная здесь вытаивающая мерзлота обогащает атмосферу новыми порциями парниковых газов, что способствует протеканию климатических изменений.

"Планируется комплексное исследование физико-химических показателей почвы и поверхностного стока района (в том числе озер и водотоков), изучение живых организмов, обитающих в почве, растительности, горных пород и донных отложений озер. В частности, будут изучены микоризные грибы - это особая группа лесных почвенных грибов, отличительной чертой которых является то, что их грибница образует симбиоз с корнями высших травянистых и древесных растений - микоризу", - рассказал Городничев.

Территорией для проведения исследований выбраны водосборы озер Илирней и Раучагытгын, расположенные в пределах Анадырского плоскогорья Чукотского автономного округа. Выбор района исследования обусловлен широким распространением силикатных пород, обладающих высоким потенциалом поглощения углекислого газа, большим разнообразием природных условий на относительно небольшой территории. Исследования будут проходить на территории нескольких природных зон - тундры, лесотундры и тайги. Временные рамки проекта нацелены на охват тысячелетних промежутков голоцена, а также современного состояния водных, наземно-воздушных и почвенных экосистем района исследования.

"Планируемые к получению результаты проекта посвящены вопросам стабилизации климата планеты и могут быть использованы в целях охраны окружающей среды и рационального природопользования. Полученные в ходе выполнения проекта реконструкции изменений окружающей среды могут быть применены в целях осуществления прогнозов будущего состояния экосистем и климатических параметров северо-востока России", - уточнил собеседник агентства.

Горные территории Восточной Сибири

Как пояснил ученый, в Арктике России наиболее интересной, с точки зрения изучения стабилизирующих климат факторов, является горная территория Восточной Сибири. "Силикатные породы обладают потенциалом поглощать углекислый газ. Другим важным источником усвоения углерода является растительная биота, с одной стороны, использующая углекислый газ атмосферы для производства в процессе фотосинтеза органического вещества, с другой, представляющая собой мощный биологический агент процессов выветривания", - отметил он.

Проект будет реализован в сотрудничестве с Национальным исследовательским Томским государственным университетом, Институтом имени Альфреда Вегенера Центра полярных и морских исследований имени Гельмгольца (Германия), Ганноверским университетом имени Готфрида Вильгельма Лейбница (Германия).