Ученые выявили высокую способность к самоочищению рек под Норильском

Микрофлора исследуемых вод является адаптированной к нефтепродуктам и способна участвовать в их разрушении, отмечают специалисты
Самоочищение рек
© ТАСС

МОСКВА, 23 декабря. /ТАСС/. Изучение численности бактерий и микроорганизмов в реках, пострадавших от разлива топлива на ТЭЦ-3 под Норильском в мае, показало высокую способность водной среды к самоочищению. Об этом говорится в отчете Большой норильской экспедиции Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН).

"Можно констатировать в целом высокую способность обследованной микробиологической системы к самоочищению от органического загрязнения.<...> По итогам исследований отмечено уменьшение органической нагрузки на воды от мест поступления топлива до истока реки Пясины, имевшее место в результате физико-химических и биологических процессов самоочищения вод", - говорится в отчете.

При этом в местах ниже аварийного разлива нефтепродуктов, в реках Далдыкан и Амбарная, было отмечено влияние нефтяного загрязнения на фитопланктон. Напротив, в озере Пясино и реке Пясине заметны виды, обитавшие до разлива, что указывает на отсутствие ущерба от нефтепродуктов для экосистемы этих водоемов.

"В озере Пясино и прилегающих реках не отмечено вспышек численности бактерий, зафиксированных в некоторых водоемах после нефтяных разливов, при этом минимальное значение численности и биомассы бактериопланктона обнаружено в реке Пясина. Также установлено, что микрофлора исследуемых вод является адаптированной к нефтепродуктам и способна участвовать в их разрушении", - уточнили исследователи.

Как поясняют ученые, микроорганизмы являются наиболее чуткими индикаторами изменения окружающей среды. Они быстро реагируют на нефтяное загрязнение, что проявляется в изменении их численности и состава. Некоторые из них могут принимать участие в разрушении сложных органических веществ и используют для своего существования нефть и ее производные. Именно они обнаружены во всех изучаемых пробах поверхностных вод.

"По результатам проведенных анализов установлено, что содержание нефтеокисляющих бактерий изменяется от 120 до 36080 кл/мл (общее микробное число на миллилитр), причем максимальные значения характерны для вод ручья Надеждинского и реки Далдыкан. Далее по стоку в реке Амбарной наблюдается снижение количества бактерий данной группы, тогда как в водах реки Пясина их присутствие вновь возрастает", - поясняется в отчете.

Экспедиция на Таймыр

Сибирское отделение Российской академии наук впервые за последние годы направило на Таймыр по приглашению "Норникеля" большую научную экспедицию для масштабного изучения территории. По ее итогам ученые подготовят предложения и рекомендации по наилучшим природосберегающим решениям для деятельности промышленных компаний в арктическом регионе.

Опорными точками экспедиции стали бассейны рек Пясины, Норилки, Амбарной, также изучено озеро Пясино. В ее состав вошли ученые 14 институтов Сибирского отделения РАН. В течение августа специалисты собрали образцы почв, растений и донных осадков, после чего началась работа в лабораториях.