Размещение основных частей коллайдера NICA в Дубне начнется в начале 2021 года

Пока специалисты начали собирать 900-тонный сверхпроводящий магнит, катушку которого недавно доставили из Италии

МОСКВА, 16 декабря. /ТАСС/. Размещение основных элементов коллайдера NICA начнется в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне в начале 2021 года. Строительство планируется завершить до конца следующего года. Об этом рассказал директор лаборатории физики высоких энергий имени В. И. Векслера и А. М. Балдина ОИЯИ Владимир Кекелидзе на заседании Совета Федерации.

"Строительство основных объектов комплекса планируется завершить до конца 2021 года. Но размещение основных элементов коллайдера мы хотим начать уже с начала следующего года, по мере того как будут сданы этап за этапом части туннеля этого здания под монтаж", – сказал Кекелидзе.

По его словам, экспериментальный павильон уже сдан под монтаж исследовательской установки SPD и начата сборка большого 900-тонного сверхпроводящего магнита, катушка для которого весом более 120 тонн была недавно доставлена из Италии по воде.

NICA – один из шести проектов класса "мегасайенс" в России, в рамках которого в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне будет построен коллайдер. Как надеются ученые, он позволит понять, как в первые мгновения после Большого взрыва во Вселенной образовались протоны и нейтроны.

Он представляет собой кольцевой ускоритель (циклотрон), способный разгонять и сталкивать пучки протонов и тяжелых ионов вплоть до очень массивных ионов золота. Основными задачами бустера – промежуточного синхротрона тяжелых ионов – станет накопление ионов золота и ускорение их до необходимой энергии. Из бустера они будут попадать в еще один синхротрон – нуклотрон, который направит пучки собственно в коллайдер.

Строительство комплекса НИКА было начато 25 марта 2016 года с закладки первого камня в Дубне. Первый запуск коллайдера с неполной интенсивностью запланирован на 2022 год, а в полную силу он заработает в 2023 году. Объединенный институт ядерных исследований - крупнейший международный научный центр, которым руководит комитет представителей 18 стран-участниц.