Исследователи БФУ им. И. Канта нашли перспективное средство для борьбы со старением мозга

Им оказался препарат, уменьшающий обратный захват нейромедиатора норадреналина

ТАСС, 15 декабря. Исследователи БФУ им. И. Канта нашли перспективное средство, которое в будущем может помочь не только замедлить старение мозга, но и улучшить память, способность к обучению и концентрации внимания. Им оказался препарат, уменьшающий обратный захват нейромедиатора норадреналина, сообщили во вторник в пресс-службе БФУ.

Ученые в Калининграде провели эксперименты на лабораторных крысах. Животных разделили на три группы. Первая группа жила в стандартных условиях - по две особи в небольшой клетке, другими словами - в "бедной среде", вторая группа проживала в "обогащенной среде", которая позволяла животным вести активный образ жизни, с игрушками, тоннелями, беговым колесом и большим пространством, и не злоупотреблять калориями, это некий аналог здорового и активного образа жизни человека. На третьей группе крыс, также помещенной в "бедную среду", исследователи протестировали действие фармакологического препарата, который уменьшает обратный захват нейромедиатора норадреналина.

"По результатам исследования мы пришли к выводу, что у крыс, которые жили в "обогащенной среде", <...>, улучшилась память и способность к обучению. Как оказалось, ключевую роль в этих процессах играет увеличение содержания нейромедиатора норадреналина в головном мозге животных. Норадреналин <...> улучшает пластичность синапсов и когнитивные функции мозга" - приводит пресс-служба слова научного сотрудника Института живых систем БФУ им. И. Канта Александра Богданова.

Речь идет не о гормоне, который выбрасывается при стрессе, а о нейромедиаторе, без которого нарушается привычный образ жизни - возникает вялость, апатия, появляются проблемы со сном и бодрствованием. Исследователи предположили, что если немного увеличить содержание норадреналина в мозге при помощи фармакологического препарата, можно будет добиться позитивного эффекта.

"Для этого мы в течение двух недель вводили животным, жившим в "бедной среде", малые дозы препарата, который увеличивает концентрацию норадреналина в мозге. В результате у этих животных <...> отчасти улучшилась память и способность к обучению подобно тому, что мы наблюдали у крыс, которых содержали в "обогащенной среде". Конечно, мы понимаем, что волшебной таблетки, которая позволит полностью заменить умеренную диету, а также физическую и социальную активность, не существует. Но все же результаты, которые мы получили, очень обнадеживают" - сказал Богданов.

Основной целью ученых из БФУ им. И. Канта был поиск перспективного фармакологического способа борьбы со старением мозга. Ведь не всем пожилым людям разрешены, например, физические нагрузки, или у человека может наблюдаться метаболический синдром, при котором простая диета ему не поможет.

Продолжение исследований

"Исследование препарата было выполнено на молодых животных. Наша следующая задача - протестировать препарат на группе пожилых крыс. Стоит также сказать, что препарат, который мы использовали в исследовании, уже сегодня представлен в аптеках, но используется для других целей и в очень большой дозировке. Особенно важно, что этот препарат не вызывает привыкания, а курсовое его применение с использованием малых дозировок практически полностью исключает побочные эффекты. В ближайшее время у нас выйдет отдельная научная статья, посвященная этому исследованию", - отметил Богданов.

Исследования проводились преимущественно на базе института живых систем БФУ им. И. Канта под руководством исследователей Юрия Панкратова и Ульяны Лало, которые работают в Университете Уоррика в Великобритании, а также профессорами-исследователями БФУ им. И. Канта. Результаты научной работы легли в основу диссертации Богданова, защита которой состоялась в МГУ им. М.В. Ломоносова. Молодому исследователю была присуждена ученая степень кандидата биологических наук сразу по двум специальностям: "физиология" и "нейробиология".