Все новости
Обновлено 

Ученые в России разработали онлайн-курс, который должен научить граждан распознавать фейки

По словам одного из соавторов курса, за последние 20 лет информационные процессы в мире так усложнились, что неподготовленный человек нуждается в базовых навыках для того, чтобы разбираться в новостях

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 11 декабря. /ТАСС/. Ученые Донского государственного технического университета (ДГТУ) и Высшей школы экономики (ВШЭ) разработали онлайн-курс, слушателей которого будут учить, как отличать достоверную информацию от фейков. Авторы курса рассказали ТАСС, как сесть на "информационную диету", чтобы не стать жертвой манипуляций.

"Современный человек, который стоит на принципах рационального потребления, чувствует свою ответственность перед будущими поколениями, перед экосистемой планеты и поэтому пытается ограничить свои аппетиты, потреблять разумно. Так и с новостями: важно понимать, что в современной реальности ты являешься ретранслятором новостей, - рассказал один из авторов курса, проректор по учебной работе, доцент кафедры "Медиапроизводство" ДГТУ Владимир Колодкин. - Курс помогает человеку "сесть на информационную диету", почистить новостные потоки, потребителем которых он является, научиться отделять достоверные факты от фейков, цель которых - манипуляция людьми".

По словам Колодкина, это первый подобный курс, разработанный на постсоветском пространстве. Как отметил соавтор курса руководитель департамента медиа, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Илья Кирия, его актуальность связана с тем, что в странах бывшего Советского Союза все еще продолжается трансформация общества и его ценностей. "Мы находимся в регионе, где есть проблемы поиска идеологии, идентичности, культурных кодов. На этом фоне люди еще более уязвимы, потому что, с одной стороны, они пытаются найти свою идентичность, а с другой - найти чужого, - отмечает Кирия. - Некоторые медиа, не всегда добросовестные, подсовывают нам этого "чужака" или даже "врага" на блюдечке с голубой каемочкой. Так удобнее медиа, владельцам медиа, да и самим людям так удобней".

По словам эксперта, за последние 20 лет информационные процессы в мире так усложнились, что неподготовленный гражданин просто нуждается в базовых навыках для того, чтобы разбираться в новостях.

Как отмечает Колодкин, принципы новостной грамотности основаны на развитии критического мышления у потребителя новостей. Важно обучить человека пользоваться внутренними фильтрами, которые бы помогали ему с легкостью распознавать недостоверную информацию. "Не стоит от журналистов ждать высоких стандартов. Человек сам должен выработать высокие требования к новостным продуктам, тогда высокие стандарты появятся и у медиа, они поймут, что есть контроль со стороны потребителя", - считает собеседник агентства.

Ориентация на высокие принципы

Вовсе отказаться от информации человек не сможет, а стремление к получению новостей заложено в нас генетически, считает Колодкин. "Человек без актуальной, обновляющейся информации не выживет, так же, как и без еды и воды. Мы не можем жить без новостей, которые помогают нам ориентироваться в окружающем мире. Есть профессионалы, которые собирают информацию, проверяют ее и сообщают нам. Ответственный потребитель хоть, и доверяет профессионалу, тем не менее проверяет и его", - отмечает Колодкин.

По словам эксперта, большой манипулятивный потенциал скрывают сообщения с ярким негативным сюжетом, которые стремительно распространяются в соцсетях и мессенджерах. В погоне за "лайками" они умело эксплуатируют человеческую природу. "Это лежит в области психики. В человека, как и в любой другой организм, "вшито" предпочтение негативной новости. Это инстинкт выживания, - отмечает Колодкин. - Если ты идешь по джунглям, и где-то рядом раздается шелест, то ты трактуешь это как приближение хищника, а не полет какой-то невинной птички. При таком сценарии ты сможешь выжить и передать свои генетические данные. Если относиться к шелесту легкомысленно, то, скорее всего, ты будешь съеден".

По словам Колодкина, в странах Запада, в частности, в США, культура ответственного медиапотребления складывалась годами. Несмотря на то, что в России эти процессы находятся лишь в начале пути, жители крупных городов уже сегодня предъявляют высокие требования к работе медиа и тому новостному контенту, которые те производят. "Это связано, прежде всего, с тем, что в крупных российских городах все-таки довольно хорошо развит средний класс", - считает Колодкин.

Говоря о перспективах новостного потребления, Колодкин отметил, что люди будут ориентироваться на те медиа, которые придерживаются высоких принципов и не боятся признавать свои ошибки. "Это большая ценность. Как медики обязаны сообщать о врачебной ошибке, так и журналисты. Это один из залогов доверия", - убежден собеседник.

Англоязычный курс "Ответственное новостное потребление в цифровую эпоху: стратегии для граждан постсоветских государств" (Rersponsible news consumption in the digital age: strategies for citizens of post-soviet states) доступен на платформе Coursera. Его продолжительность - 5 недель. Курс разработан в рамках образовательной программы "Нейромедиа" - совместного проекта ДГТУ и ВШЭ, реализованного в рамках гранта Министерства науки и высшего образования РФ. Новое образовательное направление ориентировано на подготовку специалистов для реализации Национальной технологической инициативы. 

В новость внесены изменения (12:27 мск) - добавлены подробности