Ученые открыли природное вещество, которое снизило риск сердечной недостаточности у крыс

Однако как именно оно действует, ученые выяснить не смогли

ТАСС, 9 декабря. Эксперимент на лабораторных крысах показал, что астаксантин – природный пигмент красно-оранжевого цвета, содержащийся в некоторых ягодах, водорослях и филе лосося, – может замедлять дегенерацию и отек волокон сердечной мышцы и снижает вероятность развития сердечной недостаточности. Об этом пишет пресс-служба Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН.

В большинстве развитых стран сердечная недостаточность и связанные с ней проблемы в работе кровеносной системы остаются одной из трех главных причин преждевременной смерти пожилых людей. От подобных заболеваний страдают примерно пять процентов мужчин и три процента женщин. Однако, по прогнозам медиков, к середине столетия их число может утроиться.

По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждый год из-за проблем, связанных с сердечной недостаточностью, инфарктами и другими расстройствами кардиологического характера, умирает примерно 17 млн человек. Многие из них живут в развивающихся странах с недостаточно высоким уровнем здравоохранения. Часто эти болезни связаны с неправильным питанием, вредными привычками и нездоровым образом жизни.

Российские ученые под руководством старшего научного сотрудника ИТЭБ РАН Ольги Крестининой открыли новый способ заметно снизить частоту развития сердечной недостаточности. Они экспериментировали с природным пигментом астаксантином, который представляет из себя мощный антиоксидант. Это вещество вырабатывают клетки многих животных и растений.

Исследователи заинтересовались, могут ли молекулы астаксантина проникать внутрь митохондрий ± главных клеточных энергостанций, и защищать их от гибели в условиях недостатка кислорода и питательных веществ. Обычно это происходит в сердечной мышце при развитии сердечной недостаточности и других нарушений в работе сердца и сосудов.

Проверив работу астаксантина на культурах раковых клеток и мышц крыс, ученые проследили, как инъекции этого антиоксиданта повлияют на работу кровеносной системы животных, сердечную мышцу которых повреждали за счет ввода изопротеринола – препарата, который провоцирует сердечную недостаточность.

Проанализировав, как выглядели митохондрии крыс после их обработки изопротеринолом и астаксантином, ученые пришли к выводу, что растительный антиоксидант уменьшал дегенерацию и отек волокон сердечной мышцы, а также степень повреждения сердечной мышцы после инъекции изопротеринола.

Эти изменения были связаны с тем, что астаксантин восстановил нормальную работу митохондрий, работу которых нарушил второй препарат. Точные механизмы его позитивного действия ученые пока не выяснили, однако они планируют узнать это в ближайшее время.