Ученые МГУ повысили точность анализа морских вод в арктической шельфовой зоне

Это необходимо для оценки климатических изменений и экологического мониторинга морских вод

МОСКВА, 7 декабря. /ТАСС/. Российские ученые усовершенствовали метод анализа вод в арктических шельфовых морях, что позволит повысить точность оценки климатических изменений и экологического мониторинга. Об этом в понедельник сообщила пресс-служба Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

"Ученые химического факультета МГУ с коллегами из Института океанологии имени П. П. Ширшова научились надежно выявлять группы органических веществ в морских водах. Разработка позволит точнее определять источники поступления органического вещества в океан, что очень важно для оценки климатических изменений и экологического мониторинга морских вод. Алгоритм успешно применен при изучении проб, собранных в ходе экспедиции по шельфовым морям российской Арктики", - говорится в сообщении.

Методы регулярной оценки масштабов таяния вечной мерзлоты основываются на анализе шельфовых арктических морей, на состав которых влияют стоки рек, промышленных предприятий, а также бытовые сточные воды. Самый быстрый и дешевый способ исследования - 3D-флуоресцентная спектроскопия, при которой органические вещества светятся в ультрафиолете. Авторы усовершенствовали этот метод за счет математического алгоритма, позволяющего выявить в воде отдельные соединения и определить их количественный состав.

"Сейчас для оценки "правильного" количества компонент, сформировавших полученные спектры, используются различные эмпирические подходы, позволяющие опытному экспериментатору "на глазок" выбрать правильный вариант. Сотрудники химического факультета МГУ под руководством Тимура Лабутина предложили алгоритм выбора числа компонент, который существенно повысил надежность результата. Ученые предлагают использовать для экологического мониторинга портативные датчики-флуориметры и анализировать в режиме реального времени воды с помощью метода", - также сообщила пресс-служба МГУ.

Применение метода позволит уточнить масштаб экологических происшествий, а также пути миграции вод и при необходимости обнаружить источник загрязнения, считают авторы. Созданный ими программный пакет опубликован в сети и доступен для исследователей.

Результаты исследования опубликованы в журнале Chemometrics and Intelligent Laboratory System.