2 ДЕК, 16:30

Реакции мирового уровня. Директор школы ТПУ о перспективах современной химии

Одни из направлений прикладной химической науки является малотоннажная химия, нацеленная на апробирование исследовательскими коллективами новых технологий для промышленности

ТОМСК, 30 ноября. /ТАСС/. Малотоннажная химия, нацеленная на апробирование исследовательскими коллективами новых технологий для промышленности и производство небольших партий продукции, является одним из самых перспективных направлений прикладной химической науки. Об этом сообщила профессор Томского политехнического университета (ТПУ), директор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Марина Трусова. Исследователь-химик, которая курирует создание уникального центра малотоннажной химии в Томске, рассказала ТАСС, что может предложить современная химия промышленным гигантам, и каково место мужчин и женщин в науке.

От "тройки" в школе к красному диплому

Марина Трусова - человек с огромным опытом руководства химическими лабораториями, с самым высоким индексом цитируемости среди директоров инженерных и исследовательских школ ТПУ, а также знаниями в сфере организации учебного процесса.

"Я в школе химию очень любила, обычно у меня все списывали, но в аттестате у меня стояла "тройка" — из-за конфликта с педагогом.  В 90-е время не простое было, а я из города небольшого и сельское хозяйство было близко, я хотела поступать в сельскохозяйственный институт, но я туда по баллам не прошла и в итоге поступила в 1999 году в Анжеро-Судженский политехнический колледж на специальность "Биохимическое производство". Там мне и привила любовь к органической химии преподаватель Галина Киреева - она мне и показала, что эта наука очень простая, логичная, понятная, все основы закладываются на базовом уровне и потом только расширяются", - вспоминает собеседница агентства.

В колледже она узнала про программу перевода в вуз - можно было поступить сразу на второй курс. Вдохновили на поступление и преподаватели ТПУ, которые приезжали в техникум и делали то, чего не cмогли учителя в школе - прививали любовь к, казалось бы, непонятным и тяжелым дисциплинам - химии и физике. Спустя два года - в 2002 году - она поступила в ТПУ на Химико-Технологический факультет кафедры Органической химии и технологии органического синтеза.

Посвятив себя уже полюбившейся органической химии, Трусова с отличием закончила университет, аспирантуру и в 2017 году - стала замдиректора исследовательской школы химических и биомедицинских технологий. За время своей карьеры она приложила руку к исследованиям реакций с йодом, разработке покрытий для умных материалов (со свойствами самовосстановления, к примеру). Однако своим главным научным достижением сама ученый считает исследование солей диазония, благодаря которым она смогла получить мировую известность среди химиков, а также защитить кандидатскую и докторские работы.

Компьютер в пробирке

С обычной поваренной солью диазониевые не имеют почти ничего общего - они получаются при реакции ароматических аминов с нитритом натрия в кислой среде. Этот класс соединений применяется при создании красителей и лекарственных препаратов.

"Их открыли достаточно давно - в начале ХХ века, для создания пищевых красителей. И всегда они обладали разными недостатками: взрывоопасность, нерастворимость в воде или, наоборот, слишком сильная растворимость. Время жизни у них максимум сутки было. В Томском политехническом университете были созданы свои соли диазония. И наша исследовательская группа доказала, что они водорастворимы, взрывобезопасны, термически стабильны, могут храниться дольше других солей", - рассказала Трусова.

Как пояснила собеседница агентства, данные исследования доказывают, что соли можно использовать для создания частей компьютеров, биочипов, "умных материалов", сенсоров тяжелых металлов и органических молекул, которые можно применять для поиска наркотиков или взрывчатки. Могут они использоваться и в промышленности, например, заменяя в ряде случаев кремний. При этом соли соответствуют стандартам "зеленой химии" - они безвредны для окружающей среды, а их применение позволит уйти от дорогостоящих и токсичных материалов.

Малотоннажная химия - как тренд

Фундаментом для создания Центра малотоннажной химии в регионе станут уже действующие малые инновационные предприятия при вузах и два химических инжиниринговых центра — Томского политехнического и Томского государственного университетов.

"Ученые чаще всего не занимаются доведением технологий до производства. Этим занимаются технологи, а это вообще отдельная наука. Но сейчас малотоннажная химия - это тренд, ее общемировой рынок оценивается в 540 млрд долларов США и это перспективное направление для Томской области, которое востребовано у гигантов рынка и позволит привлечь инвестиции в регион и новых промпартнеров", - пояснила собеседница агентства.

В Томске центр малотоннажной химии планируется создать как юридическое лицо в 2021 году, он будет специализироваться на создании в небольших объемах катализаторов, продуктов органической и полимерной химии. Это в том числе биоразлагаемые полимеры и фторполимеры для применения в экстремальных условиях - например, для создания экологически чистого топлива для работы в Арктике.

"Что такое центр малотоннажной химии? Это по сути площадка-конструктор, где заказчик может собрать производство малых партий своей продукции и опробовать технологии производства, ведь не все реакции, которые идут в пробирках, сразу идут в литровых чанах. Прежде всего мы нацелены на работу с промышленными партнерами, в частности, "Сибуром".  У нас одни из лучших специалистов в России по работе с полимерами и сейчас интерес "Сибура", как раз в малотоннажной химии", - отмечает руководитель исследовательской школы.

О мужчинах-стратегах и женщинах-тактиках

Несмотря на успехи в исследовательской деятельности, собеседница агентства считает, что ее место - в административном аппарате исследовательской школы ТПУ, где ее задача - обеспечить комфорт для научных групп, дать им все необходимое для работы.

"Научная  деятельность хороша, но там необходимо всегда быть на острие. Да простят меня феминистки, я считаю, что для стратегии развития научных направлений мужской ум подходит больше, потому что он не зацикливается на деталях. Это стратегия, развитие, понимание, кому через два-три года будут интересны твои исследования, куда лучше двигаться, чтобы опередить другие научные группы. Женский ум - это тактика, от этого не уйдешь", - считает Трусова.

Совместно со своим руководителем, тогда директором школы, Мехманом Юсубовым, Трусова в 2017 году взяла на себя управление институтами и лабораториями, где на единственном за Уралом исследовательском ядерном реакторе создавали радиофармпрепараты, изобретали "умные материалы", а также готовили сотни студентов и молодых ученых. "В 2019 году Мехман Сулейманович стал проректором, а я уже не была согласна хоронить ту самую работу, которую мы проводили два года. Я стала директором", - вспоминает собеседница агентства.

Самое главное новшество, введенное за это время в работу школы биомедицинских и химических технологий ТПУ, - созданы комфортные условия работы для ученых, чтобы они больше времени могли посвящать своей самой главной работе — науке. Для них снизили количество лекционных часов, создан организационный отдел, который разгружает ученых от бумажной работы, например, по закупке оборудования и реактивов. "Казалось бы - почему при сокращении учебных часов должно расти качество образования? Но как можно вырастить ученого, если там сам мало занимаешься наукой?  Научить может тот, кто сам работает в авангарде, а не читает лекции по учебникам, написанным в советские годы", - подчеркивает директор.

Читать на tass.ru
Теги