У лицевой опухоли тасманских дьяволов нашли еще пять форм

Еще четыре года назад ученые полагали, что существует всего две распространяющиеся параллельно разновидности этого рака

ТАСС, 24 ноября. Генетики выяснили, что заразный рак тасманских дьяволов DFT1, одна из двух разновидностей болезни DFTD, на самом деле вызывают пять разных форм опухолей, о существовании которых ученые раньше не знали. Статью с результатами исследования опубликовал научный журнал PLOS ONE.

"Распространение DFT1, а также дальнейшее появление второй вариации этой болезни – DFT2 – поставило тасманских дьяволов на грань вымирания. Мы надеемся, что наши открытия помогут точнее прогнозировать развитие эпидемии и оценивать, насколько действенными окажутся те меры по спасению дьяволов, которые мы разрабатываем", – прокомментировала Элизабет Мёрчисон, профессор Кембриджского университета (Великобритания) и один из авторов исследования.

Ученые считают, что лицевая опухоль тасманийского дьявола (DTFD), начала распространяться среди этих сумчатых хищников примерно в середине 1990-х годов. За первые два десятилетия XXI века она уничтожила до 95% их популяции. Четыре года назад Мёрчисон и ее коллеги обнаружили, что на самом деле у DFTD есть две разновидности – DFT1 и DFT2. Они распространяются параллельно.

Из-за этого ученые задумались, есть ли у этой опухоли и другие формы и как она могла разделиться на две отдельных линии раковых клеток с разными наборами мутаций. Чтобы узнать это, биологи собрали и проанализировали геномы более 600 образцов опухолей типа DFT1. Расшифровав геномы клеток из каждого образца, исследователи сопоставили наборы мелких мутаций в них, отслеживая родственные связи и возможные пути ее эволюции.

Эволюция заразного рака

Эти наборы мутаций ученые дополнительно сравнили с тем, как были устроены геномы зараженных тасманских дьяволов. Благодаря этому ученые поняли, какие из "опечаток" в ДНК были непосредственно связаны с эволюцией рака и его приспособлением к распространению от одной особи к другой.

Анализ показал, что на рубеже веков существовало не две, а сразу пять разновидностей DFT1, у каждой из которых были свои собственные наборы мутаций. Две из них, которые получили условные обозначения D и E, успели распространиться лишь среди небольшого числа животных, после чего исчезли. Три других, A, B и C, продолжают распространяться в разных регионах Тасмании. На их долю приходится около 99% погибших сумчатых хищников.

В свою очередь, сравнение геномов опухолей этих трех типов показывает, что общий прародитель всех существующих линий DFT1 возник на северо-востоке острова. Затем он распространился в центральные и восточные регионы Тасмании, где численность и плотность населения тасманских дьяволов в конце 1990-х годов была особенно высокой. После этого он разделился на пять линий, которые начали распространяться самостоятельно.

Несмотря на существенные различия в их геномах, ученые выделили у всех трех существующих подтипов DFT1 несколько общих мутаций. Они делают клетки этих опухолей почти незаметными для иммунитета новых жертв заразного рака. Другие распространенные мутации повышают способность раковых клеток к делению и миграциям.

Мёрчисон и ее коллеги надеются, что дальнейшее изучение этих "опечаток" в генах тасманских дьяволов поможет понять, как защитить выживших сумчатых хищников от лицевой опухоли, а также создать первые работающие методики лечения этой болезни. Кроме того, ученые планируют провести аналогичное исследование и для DFT2.