25 ОКТ, 21:29

Украденный час. «Чердак» разобрался, вредно ли постоянно жить по зимнему времени

В октябре 2014 года россияне в последний раз перевели стрелки на час назад: если не возникнет новых законодательных инициатив, страна теперь всегда будет жить по зимнему времени. «Чердак» узнал у специалиста-сомнолога, хорошо это или плохо.

Перевод часов с зимнего времени на летнее и обратно — вечная тема для дебатов: кто-то уверяет, что такое издевательство над организмом очень вредно, другие считают, что опасность сдвига часов на 60 минут преувеличена.

Победа за сонями

Перевод часов — популярная практика во многих странах умеренных широт, от 30° до 55° северной широты. В тропиках продолжительность светового дня почти не меняется в течение года, а в высоких широтах, где есть полярный день и полярная ночь, сдвиг стрелок на один час не имеет смысла. Идея отклонения от поясного, то есть определяемого географией, времени проста: продолжительность светового дня меняется от сезона к сезону, а периоды максимальной активности людей — нет. В результате мы тратим много энергии и, соответственно, денег на искусственное освещение. Сдвиг стрелок в одну или другую сторону позволяет «переместить» часть утреннего или вечернего света в нужный отрезок дня (например, в случае летнего времени — «отнять» час у ночи и отдать его утру, когда все собираются на работу или учебу).

Несмотря на впечатляющие цифры сэкономленных киловатт энергии, многие люди очень плохо относятся к «прыгающему» туда-сюда времени: многие жалуются, что по полгода ходят вялые, хуже себя чувствуют и чаще болеют. Однако достоверных данных о том, что перевод стрелок действительно вредит здоровью, нет, предупреждает кандидат медицинских наук, сомнолог-кардиолог МНОЦ при МГУ имени Ломоносова, научный сотрудник сомнологического отделения клиники Шарите в Берлине Зульфия Сукмарова. «Вред — это очень конкретное понятие. Что такое вред? Увеличение смертности, инфарктов, суицидов? Происходит ли все это из-за перевода часов, еще нужно доказать», — поясняет она. И тем не менее рационального смысла для здоровья в периодическом смещении на более ранний подъем, то есть в переходе на летнее время, нет, считает эксперт.

Каждый человек рождается со своими индивидуальными циркадными ритмами, то есть биологическими часами, которые регулируют работу организма. По данным исследований, около 20% людей — «жаворонки», еще 20% — выраженные «совы», а оставшиеся 60% — так называемые голуби, пик активности которых приходится на середину дня, поэтому им лучше ложиться часов в 11 вечера и вставать в 7—8 утра. «И тем не менее в экспериментах, когда людей изолировали в помещении, куда не проникал солнечный свет, и разрешали ложиться и вставать тогда, когда им удобно, испытуемые постепенно начинали ложиться спать и вставать позже. То есть наши внутренние циркадные часы немного отстают от солнечных, и стремление вставать и ложиться чуть позже вполне естественно для человека», — объясняет Сукмарова. Схожий опыт, но в более простом варианте, каждый не раз ставил на себе: даже офисные работники, которым нужно быть на месте строго в 8 утра, в отпуске в это время еще сладко спят.

Человек, который регулярно не высыпается по ночам, днем уже не может работать в полную силу. Фото: normalityrelief/flickr



Перевод часов назад в принципе переносится хуже, чем вперед, и больше всего от такой «машины времени» страдают дети, отмечает эксперт. Циркадные ритмы и малышей, и школьников смещены относительно ритмов взрослых: большинство детей активны не с самого раннего утра, и в целом им нужно спасть больше канонических восьми часов. При этом во многих школах занятия начинаются в 8 утра, то есть за несколько часов до пика активности, когда организм еще толком не проснулся.

Пропавший час

Летнее время фактически вынуждает людей вставать на час раньше, а вот убедить себя сдвинуть на этот час время отхода ко сну удается не каждому, тем более что летом и солнце заходит позже. «Мы сегодня живем в обществе, где почти все работают. У нас круглосуточно включен свет, мы до последней минуты перед сном чем-то заняты: дела по дому, дети, общение с друзьями и супругами. Поэтому в целом с переходом на летнее время сон укорачивается», — говорит Зульфия Сукмарова. — И вот вред сокращения общего количества сна, в отличие от сдвига времени подъема или засыпания, — это уже медицински доказанный факт». Хронический недосып увеличивает риск смерти от сердечно- сосудистых заболеваний, повышает вероятность развития сахарного диабета, рака, язвенной болезни желудка, подчеркивает эксперт.

«Выпадающий» лишний час утреннего сна только кажется не такой уж большой проблемой. Сон не монотонный процесс: он делится на фазы, которые циклически сменяют друг друга. Во время фаз под названием быстрый сон, которые приходятся в основном на вторую половину ночи и раннее утро, мозг «раскладывает по полочкам» то, что усвоил за день. И вынужденные рано вставать люди безвозвратно теряют последние циклы быстрого сна. «Лишиться драгоценных минут здорового сна и из-за этого попасть в аварию, уснуть на работе, не выучить что-то на занятиях — суммарные потери не сопоставимы с теми энергетическими выгодами, которые дает перевод часов», — констатирует Сукмарова.

В прошлом, когда люди вставали с восходом и ложились с закатом, их биологические часы были в гармонии с солнечными. Утром свет попадал на сетчатку, человек был бодр и активен. Вечером темнота способствовала выработке гормона сна мелатонина, и человек легко погружался в дрему. Сегодня у нас сутками включен свет, даже в постели вместо того чтобы закрыть глаза и считать овец, мы подолгу глядим в экраны телефонов и планшетов, и их свет блокирует выработку мелатонина. Поэтому внутренние биологические часы в буквальном смысле сходят с ума.

Чтение с телефона или планшета перед сном — отличный способ заработать бессонницу. Фото: L'hò/flickr



Но здоровый человек, который не страдает от бессонницы и других нарушений сна, вполне способен адаптироваться и к переводу часов, и к далекому от естественного круглосуточному освещению. «Вечером нужно очень плотно закрывать окна, чтобы свет вообще не проникал в комнату, выключать все лампочки, даже самые тусклые, убирать гаджеты со светящимися мониторами. Нужна абсолютная темнота, тишина и холод — минимум на два градуса меньше, чем днем. Зимой утром можно ставить световой будильник, который зажигает лампу со специально подобранным спектром незадолго до того, как вы хотели бы проснуться. И за это время мозг постепенно выходит из сна», — делится рецептом оптимизации сложных условий современной жизни под свой ритм жизненной активности Сукмарова. Так что даже к ненормальному нынешнему ритму можно приспособиться — главное, понять, что именно мешает жить долго и счастливо. Если же проблемы со сном длятся больше месяца, не стоит откладывать визит к специалисту — отмахиваться от подобных проблем как минимум неразумно.

 Ирина Якутенко

Читать на tass.ru
Теги